Белсат против гиганта беларусско-российской пропаганды

Путин и Лукашенко относятся к СМИ как к оружию. Они вкладывают в пропагандистскую махину миллиарды долларов. Информационной армии Кремля Запад противопоставляет весьма скромные ресурсы, включая телеканал «Белсат».

Снимок носит иллюстративный характер. Журналисты российских и международных СМИ поднимают руки, чтобы задать вопрос Владимиру Путину во время ежегодной пресс-конференцию по итогам года по видеосвязи. Москва, Россия. 17 декабря 2020 года.
Фото: Sergei Bobylev / TASS / Forum

«Локальная» и «глобальная» пропаганда

Россия и Беларусь создают совместный медиахолдинг. Идея не новая, так как об объединении государственных СМИ и создании общей пропагандистской машины Минск и Москва говорят уже несколько лет. До сих пор беларусская и российская пропаганда немного отличались. Минск сосредоточился на строительстве культа Александра Лукашенко, а его нарратив по отношению к зарубежным странам был сконцентрирован на ближайших «врагах» – Польше и Литве. Ну и на оппозиции.

Российская пропаганда всегда была более «глобальной». Речь шла о противостоянии со всем Западом. Однако, видимо, Лукашенко и Путин пришли к выводу, что беларусская и российская пропаганда сейчас совсем на одной волне, и им самое время действовать сообща, с общим руководством и целями. Цели эти вполне очевидны. Во-первых, постоянная консолидация общества вокруг лидеров. Во-вторых, влияние на внешний мир.

В обоих случаях пропагандистский аппарат является инструментом агрессивной экспансионной политики обоих режимов. Обоих, ведь лукашенковская Беларусь полностью лояльна к Москве в области внешней политики. Беларусская и российская пропаганда не являются СМИ в классическом понимании. Это даже не просто пропагандистский аппарат. Называть явление так – значительное упрощение и сужение. СМИ, способ информирования и дезинформирования – это оружие. Для Путина и Лукашенко они – просто очередной вид войск или дополнительная спецслужба. Причем пропагандистский аппарат тесно сотрудничает как с армией, так и со спецслужбами. У Беларуси и России в этом вопросе нет никаких недоговорок и сомнений. Пропаганда и дезинформация направлены исключительно на службу государству.

Новости
Бывший глава TVP написал открытое письмо о будущем «Белсата»
2024.02.07 15:29

Медиа-армия Кремля

Кремлевская пропаганда действует очень многомерно и способна последовательно строить ложные нарративы. Дмитрий Медведев, бывший президент и глава Совета Безопасности Кремля, говорит, что цель России – расчленить Украину, а столицей Украины в будущем будет Львов. Потому чтто Киев будет российским. Главный тезис этих абсурдных слов о развале Украины совсем не новый. Его уже несколько месяцев распространяют московские телевизионные и интернет-рупоры. Он уже давно тиражируется в социальных сетях в различных формах.

Такер Карлсон, известный американский телеведущий, поддерживающий Дональда Трампа, прибыл в Москву, чтобы взять интервью у Владимира Путина. Это еще одно измерение российской пропаганды, так как нет сомнения, что таким образом голос Путина дойдет до части американцев и будет убеждать их, что, например, поддержка Украины не имеет смысла.

Этот голос будет усилен пропагандистским аппаратом Кремля, который строился годами. Тем, который работает и в США, и Европе. Четвертая власть, как называют СМИ почти во всем мире, в России выполняет роль отдельного рода армии. Александр III якобы говорил, что у России есть два союзника: армия и флот. Путин сегодня мог бы сказать: армия, флот и пропаганда. Это правда, что пропаганда и управление информацией и нарративом всегда были важны в СССР, а потом и в России.

Все под контроль!

Первое, что сделал Путин, когда пришел к власти, – это подчинил себе СМИ, взяв под свой контроль каналы НТВ и ОРТ, которые были влиятельными в начале 2000-х. На тот момент обе станции принадлежали олигархам: Владимиру Гусинскому и Борису Березовскому. Они потеряли их, а сами были вынуждены бежать из страны. Арестованный по обвинению в финансовых злоупотреблениях, Гусинский был вынужден продать свое телевидение, которое считалось образцом независимости, «Газпрому». Официально – за долги. Вскоре НТВ из политического канала превратился в развлекательный.

Похожая судьба постигла и телевидение ОРТ Березовского, которое изначально было лояльно к Борису Ельцину, а также долгое время поддерживало его преемника – сначала в избирательной кампании, а потом и на посту президента. Однако достаточно было, чтобы Березовский (а его, между прочим, называют «человеком, который создал Путина») начал от него дистанцироваться, чтобы свое телевидение потерял и он. Сейчас бывший ОРТ – это просто «Первый канал», то есть почти официальный пропагандистский рупор Кремля.

СМИ как оружие

Для Путина, выпускника спецслужб, СМИ никогда не были только источником информации или мнений. Они были оружием. Кроме того, хозяин Кремля и его люди убеждены, что российские свободные СМИ являются инструментом влияния Запада, цель которого – ослабление России. Таким образом, параллельно с процессом создания пропагандистского аппарата из захваченных Кремлем телевидения и газет, проводилась операция по уничтожению независимых СМИ. Процесс уплотнения российского информационного пространства.

Поэтапно: сначала Кремль брал под контроль крупные медиахолдинги, затем – более мелкие радиостанции и региональные СМИ, прессу и интернет-порталы. Затем произошла экспансия в интернет и создание контролируемых социальных сетей.

Новости
«После 16 лет тяжелой работы только что получили продление своей «жизни» на месяц…». Директор «Белсата» рассказала, что происходит с каналом
2024.01.26 22:51

На поле битвы – Белсат

И, наконец, с помощью очередных ограничительных законов, эти СМИ почти исчезли. Почти – потому, что на поле боя остались порталы «Радыё Свабода» и «Медуза», действующие из-за рубежа, либо российские версии сайтов Би-би-си и Deutsche Welle. И «Белсат». Все эти СМИ также попали в черный список. В Беларуси уже давно, а сейчас и в России. Их журналисты подвергаются репрессиям. Сейчас в беларусских тюрьмах и изоляторах находятся 17 журналистов, которые разными способами сотрудничали с «Белсатом». Это целых 1/3 всех медийщиков, сейчас находящихся в заключении. 26 января Министерство юстиции в Москве внесло российскую редакцию «Белсата», то есть проект «Вот Так», в реестр «иностранных агентов».

Новости
«Вот Так» — «иноагенты». Что это значит для читателей и зрителей?
2024.02.01 16:56

Это форма правовой стигматизации немногих независимых СМИ и институтов в России. Она заставляет, например, материалы из такого источника обозначать описанием, что это работа «агента». Помимо явно негативного для России оттенка этого термина, он является своего рода предупреждением и, как правило, предшественником дальнейших репрессий и ограничения сферы действия. Сегодня деятельность независимых СМИ и тех, кто пытается нарушить информационную монополию Лукашенко и Путина, чрезвычайно опасна для журналистов. Это исключительно сложно еще и потому, что эти медиа скромными средствами противостоят гиганту кремлевской пропаганды.

Давид против Голиафа

Кремль имеет в своем распоряжении мощную медийную империю. Это телеканалы «Россия 1» и «Россия 24» из холдинга РГТРК, а также телеканал НТВ, принадлежащий «Газпром-медиа». Их поддерживают меньшие телеканалы, такие как РЕН-ТВ, «5 канал», или «Звезда», которые контролируются Министерством обороны. И, наконец, медийная рука Кремля, нацеленная на… фактически весь мир, то есть канал RT (бывший Russia Today).

С началом агрессии пропаганда нападений на Запад только усилилась. Например, была продлена продолжительность главных пропагандистских программ на телевидении, которые ведут Дмитрий Киселев, Ольга Скабеева и Владимир Соловьев.

Пропагандистская империя также включает в себя сотни интернет-компаний, распространяющих контент в социальных сетях (в народе их называют «фермами троллей»). Наконец, существует разветвленный аналитический аппарат и центры изучения общественного мнения.

Частные компании, спецслужбы и университетские центры действуют от имени пропагандистской армии, постоянно отслеживая настроения и исследуя, какие нарративы лучше всего могут «заразить» российское, беларусское и западное общество. Российская пропаганда может использовать нестандартные средства. Например, попытку повлиять на жителей Запада с помощью интернет-форумов в популярных компьютерных играх World of Tanks или Minecraft.

Кремль не экономит на пропаганде. В 2022 году на государственные СМИ было потрачено 1,5 млрд долларов (по данным debunk.org, 1,9 млрд долларов). То есть на 200 процентов больше, чем годом ранее. В прошлом году на СМИ было потрачено 1,6 млрд долларов. Это суммы, большие, чем годовой оборонный бюджет таких стран НАТО, как Болгария или Хорватия. А это только государственные СМИ. При этом региональные СМИ и принадлежащие к олигархическим концернам (например, СМИ Алишера Усманова) или государственным компаниям, таким как «Газпром», также участвуют в пропаганде. Только на телеканал RT Россия тратит более 350 млн долларов. Несмотря на то, что сейчас кремлевские СМИ заблокированы во многих западных странах, это не значит, что путинская пропагандистская машина не действует с помощью других инструментов: социальных сетей и сетей сторонников всевозможных антисистемных теорий заговора, которые особенно активно создавались в период пандемии. Сколько Кремль тратит на этот вид деятельности, подсчитать невозможно.

Рэдакцыя Белсату
Снимок носит иллюстративный характер. Журналист и ведущий Алесь Попко в вечернем эфире программы «Вот Так». Варшава, Польша. 30 августа 2023 года.
Фото: Ян Лисицкий / Белсат

На этом фоне деятельность немногих независимых СМИ в России и Беларуси имеет гораздо лучшее соотношение цен (небольших по сравнению с российскими СМИ) и эффективности. В прошлом году «Белсат» стоил (без учета затрат на эфирное вещание) 18,2 млн долларов. За такие скромные по сравнению с российским пропагандистским аппаратом средства канал «Вот Так» (русскоязычная редакция «Белсата») набрал 1,3 миллиона подписчиков, а сайт – более миллиона уникальных пользователей. YouTube-канал «Вот Так» за последние три месяца набрал 42,5 миллиона просмотров и 13,8 миллиона уникальных зрителей. За последние два года российская аудитория «Белсата» выросла на 2126 %! Для зрителей в России и Беларуси «Белсат», его каналы и сайты YT – один из немногих источников информации о войне в Украине. А это чрезвычайно уязвимая тема.

Как сломать монополию?

За репортажи о войне Русская служба электронной слежки (Роскомнадзор) пытается с 2022 года заблокировать «Вот Так» в интернете. Корреспонденты «Белсата» работают на передовой украинской оборонительной войны и сообщают о событиях из регионов Украины. В день полномасштабного нападения России на Украину видео «Белсата» в YouTube посмотрели 5,5 миллионов человек. Целых 55 процентов зрителей русскоязычных интернет-каналов «Белсата» – жители России. Интернет-данные показывают, что некоторые зрители «Белсата» также регулярно смотрят российские пропагандистские каналы. Это значит, что предложение «Белсата» доходит не только до ярых оппонентов кремлевского режима, но и до тех, кто не определился или просто ищет альтернативные пропаганде источники информации.

Сломать информационную монополию кремлевско-лукашенковской пропагандистской машины очень сложно не только потому, что она несравненно лучше финансируется и имеет в своем распоряжении практически все средства. А еще и потому, что весь репрессивный аппарат России и Беларуси жестко борется с конкуренцией. Однако это имеет такой же смысл, как противостояние российской агрессии на украинском фронте или сопротивление экспансии Кремля в дипломатической и экономической сферах. Тем более, что информация от независимых СМИ, таких как «Белсат», доходит до активных в России и Беларуси людей, ищущих иного, чем путинское, видения мира.

belsat.eu / ЮК

Новостная лента