Как кремлевская пропаганда заявляет претензии на земли Беларуси: доклад комитета Сената США


Комитет по международным делам Сената США опубликовал 200-страничный анализ российской государственной и окологосударственной пропаганды, которая рассчитана на население России и Европы. Упоминается в этом документе и Беларусь.

«Один народ»

Доклад «Асимметричная атака Путина на демократию в России и Европе: Выводы для национальной безопасности США» описывает основные темы и идеи, которые Москва хочет заложить в головы своих граждан и жителей Европы. В постсоветских странах это преимущественно достигается через использование русскоязычных СМИ, в том числе печатных, в центральноевропейских странах – через телевидение и интернет-СМИ на языках этих стран.

В частности, отмечается в документе, в российской пропаганде постоянно звучит тема, что современные российские границы несправедливы, что Россия должна расширить свои территории за счет соседей.

Московские СМИ раз за разом повторяют, что Россия имеет права на земли Беларуси и стран Балтии, и что Украина всегда была частью России. Причем эти мысли звучат не только на маргинальных, а в том числе и на центральных каналах.

Скриншот из российской пропагандистской передачи о Беларуси.

Эти тезисы используется не только для повышения шовинистической истерии в России и оправдания агрессии против соседей, но и чтобы запугать политиков и население стран-соседей, для пропагандистской подготовки агрессивного пророссийского меньшинства на территории этих стран.

С другой стороны, это должно убеждать западноевропейские страны не помогать своим соседям защищаться от возможной российской агрессии – ведь, мол, «мы только возвращаем то, что и так наше по-справедливости».

Масштабы

Доклад ссылается на данные, которые были собраны Альянсом для сохранения демократии (Alliance for Securing Democracy) немецкого Фонда Маршалла (Marshall Fund). Согласно этим данным, российское правительство использовало кибер-агрессию, дезинформацию и финансовые инструменты, чтобы вмешиваться во внутреннюю политику минимум 27 стран Европы и Северной Америки с 2004 по 2017 год.

Это были Беларусь, Болгария, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Черногория, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Турция, Великобритания, Украина и США.

Скорее всего, только расходы Кремля на пропаганду за пределами РФ составляют как минимум $ 1,4 миллиарда, говорится в докладе со ссылкой на данные Государственного департамента США. Большая часть финансирования может также состоять из украденных из российского бюджета и полученных коррупционными путями денег, которые контролирует Путин и его олигархическое окружение.

При этом, если в советские времена московская пропаганда сотрудничала с коммунистическими или социалистическими организациями, играла на их идеях и эмоциях для достижения своих политических целей, то теперь Кремль просто стремится дестабилизировать другие государства, играя на эмоциях как людей с левыми убеждениями, так и консерваторов, как крайне правых, так и крайне левых.

Для правых Кремль выставляет себя самостоятельным государством с прочными христианскими ценностями, для левых – наследником СССР и главным защитником всего мира от «мирового империализма», то есть США и Евросоюза.

Апелляция к эмоциям, а не разуму

Причина относительной успешности российской пропаганды, в частности агентства «Спутник» и телекомпании RT (Russia Today) – качественная обертка и ориентация на сообщение действительных или вымышленных сенсаций.

Согласно исследованию аналитической RAND Corporation, RT и «Спутник» – «это скорее смешение развлекательного информирования с дезинформацией, чем журналистика, которая проверяет факты, хотя их форматы сознательно выглядят как настоящие информационные программы».

Российские СМИ неоднократно были схвачены за руку, когда показывали фейковые интервью, в которых актеры играли роли то ли граждан западных стран, то ли свидетелей «военных преступлений украинской армии». Это же касается и вымышленных московскими пропагандистами «новостей».

Например, одна из любимых тем российской пропаганды, это моральный упадок Запада по сравнению с Россией. В рамках этой концепции в августе прошлого года распространилась «новость» об открытии в Дании первого борделя для зоофилов, отмечается в докладе.

Пример успешного сопротивления

Пожалуй, наиболее успешно справляются с российской пропагандой в скандинавских странах и Финляндии, отмечается в докладе.

Во-первых, здесь Москва исторически наименее популярна, чем во всех странах Евросоюза (даже по сравнению с Польшей). Например, дух финского национализма и дух борьбы за независимость естественным образом учит финнов держать московскую пропаганду на расстоянии.

Во-вторых, местные системы образования очень качественные и уделяют особое внимание развитию критического мышления.

В шведской школьной программе, например, существует предмет «интернет-компетентность», который учит, в частности, различать надежные и малонадежные источники информации в сети. Для борьбы с распространением фейков и развития навыков проверки информации в интернете используются даже герои популярных мультиков.

Также местные жители имеют доверие к своим соседям и соотечественникам гораздо большее, чем к любым сообщениям СМИ, особенно чужим. В дополнение к этому, государственные аппараты Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции отличаются низким уровнем коррупции, а именно коррумпированность системы очень помогает действовать российской пропаганде и другим попыткам Москвы дестабилизировать страну.

В результате «Спутник» закрыл свои службы на датском, финском, шведском и норвежском языках в 2016 году. Возможно, это было вызвано экономическими проблемами в России, однако, с большей вероятностью – неэффективностью российской пропаганды в Северной Европе. Таким образом, сейчас главный способ Москвы влиять на сознание жителей региона и расширять дезинформацию – это интернет-тролли, отмечается в документе.

Александр Гелогаев/ТП, belsat.eu

Смотрите также
Комментарии