«Лукавые новости»: Как СМИ «улучшили» жизнь в Беларуси

Как государственные СМИ опускают детали, рассказывая о реакции Беларуси на конфликт США и Ирана

«Кто и зачем пытается втянуть Беларусь в конфликт Ирана и США?» Материал под таким названием появился на сайте телеканала ОНТ в рубрике «Антифейк», где журналисты белорусского государственного канала утверждают, что разоблачают фейки в СМИ.

В конфликте между Вашингтоном и Тегераном кто-то «вписался» за Америку, кто-то за Иран. А Беларусь за кого? А мы – страна-миротворец. Наш девиз – лучше плохие переговоры, чем хорошая война. Но кто-то очень хотел нас «вписать» в ближневосточные «разборки». Вот только документ вышел не государственный, а просто «вордовский», где вместо печати стоит яркое клеймо – фейк!, – заявили в эфире телеканала ОНТ.

Расскажем о событиях, которые предшествовали озвученному разоблачению

4 января официальный Минск ждал визита Государственного секретаря США Майкла Помпео. Но за несколько дней до этой даты стало известно, что планы Помпео изменились – свой приезд в Беларусь он отложил. На сайте госдепа указали следующую причину:

«Госсекретарь Помпео должен отложить свой визит в Украину, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Кипр из-за необходимости пребывания госсекретаря в Вашингтоне, округ Колумбия, для продолжения наблюдения за текущей ситуацией в Ираке и обеспечения безопасности американцев на Ближнем Востоке. Поездка госсекретаря Помпео будет перенесена в ближайшее время, и он с нетерпением ждет этого визита».

31 декабря на американское посольство в Багдаде было совершено нападение. Белый дом заявил, что за этой атакой стоит Иран. А в ночь на 3 января американские беспилотники нанесли удар возле аэропорта Багдада. В результате бомбардировки погиб глава спецподразделения «Кодс» иранского Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани, и еще несколько членов связанного с Тегераном шиитского ополчения.

В СМИ появились заголовки, что «Беларусь осторожно поддержала США в конфликте с Ираном», авторы антифейкового проекта ОНТ назвали эти слова ложью и нашли крайнего.

«Всё началось с «Радио Свобода». Один из авторов белорусской редакции написал о том, что Беларусь осторожно поддержала США в конфликте с Ираном, а Россия, мол, оказалась по другую сторону баррикад. Написал. Волна с Востока не заставила себя ждать – и запестрели российские сайты безапелляционными заголовками. Лучше бы выучили правильное название нашей страны», – сказали в эфире телеканала ОНТ.

Почему ряд российских СМИ упрямо отказывается называть Беларусь ее официальным названием, оставим без комментариев. А вот насчет того, действительно ли Радио Свобода опубликовало фейк, давайте разберемся по порядку.

Авторская колонка с упомянутым заголовком вышла на «Радио Свобода» 7 января. Ее автор, политический обозреватель Валерий Карбалевич, выдвигает следующие аргументы:

«Белорусские государственные СМИ стараются сохранять нейтралитет в конфликте Вашингтона и Ирана. И на этом фоне выделяется телефонный разговор министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея с государственным секретарем США Майком Помпео 6 января.

С сайта МИД Беларуси непонятно кто кому позвонил

Но сам факт разговора министра с лицом, ответственным за внешнюю политику США в момент острого конфликта Соединенных Штатов с Ираном, довольно показателен. Макей мог бы ради равновесия позвонить в Тегеран. Но нет».

Информация о том, кто кому позвонил, появилась на следующий день после публикации на Радио Свобода на сайте посольства США в Минске.

«Секретарь Майкл Помпео позвонил Министру иностранных дел Беларуси Владимиру Макею для обсуждения переноса сроков своей поездки в Минск. Они также обсудили ситуацию в Ираке».

То есть, Минск не инициировал контакт ни с одной стороной, ни с другой. А отвечая на звонок из Вашингтона высказал внеполитическую солидарность одного дипломатического ведомства с другим, как и пояснил телеканалу ОНТ глава белорусского МИД Владимир Макей:

«Что касается каких-то обвинений, что мы кого-то предали, против кого-то выступили, то иначе, как глупостью, я бы это не назвал. Почему? Потому что можно прочитать наше заявление по итогам беседы. Там всё чётко сказано: мы призвали все стороны к сдержанности в этом регионе, к соблюдению принципов международного права. Что касается вопроса, связанного с нападением на дипломатическое представительство, то это азы дипломатической службы, азы Венской конвенции о дипломатических сношениях – мы не сказали ничего нового».

В защиту позиции белорусского МИДа и ОНТ также отметим, что в колонке Свободы автор не упомянул, что Минск призвал все стороны проявлять сдержанность и соблюдать принципы Международного права. Это можно расценить как мягкое неодобрение убийства американским беспилотником иранского генерала на территории Ирака. Правда, этот момент озвучен настолько мягко и завуалированно, что его трудно назвать созвучным с резко осуждающей позицией главы российского МИД:

«С.В.Лавров выразил соболезнования в связи с убийством американскими военными под Багдадом командующего Силами специального назначения «Кодс» Корпуса стражей исламской революции Ирана К.Сулеймани.

Министры подчеркнули, что действия США являются грубым нарушением основополагающих норм международного права».

На сайте белорусского МИД нет ни соболезнования Ирану, в связи с гибелью его национального героя, ни прямого осуждения авиаудара США, который вызвал резкую реакцию среди некоторых чиновников ООН:

«Активируйте статью 99 Хартии ООН; начните независимое расследование законности убийства Сулеймани и событий, которые ему предшествовали».

А вот атаку на посольство США, проведенную шиитскими ополченцами, которых многочисленные сообщения в СМИ связывают с погибшим Касемом Сулеймани, Минск осудил однозначно. Хотя, в отличие от союзников Вашингтона по НАТО, он и не назвал это нападение провокацией, вызвавшей авиаудар США.

Кого, в результате, поддержал Минск – американцев или иранцев и почему? Действительно ли белорусские власти меняют свой внешнеполитический курс на Ближнем Востоке? Нас же интересует, прежде всего, то, что заявление о поддержке Минском Вашингтона, сформулировал не колумнист Радио Свобода, а госсекретарь США:

«Госсекретарь высоко оценил поддержку со стороны Беларуси в осуждении нападения на Посольство США в Багдаде. Госсекретарь Помпео подтвердил твёрдую приверженность США суверенитету и территориальной целостности Беларуси и подчеркнул важность укрепления наших двусторонних отношений».

И эта цитата была в материале «Свободы». Таким образом, антифейковый проект телеканала ОНТ лукавит говоря о том, что новость о поддержке Минском Вашингтона придумана из ничего колумнистом Радио Свобода. Хотя, на самом деле, он лишь цитировал формулировку, озвученную госсекретарем США.

Как после сдачи объекта в эксплуатацию рабочие устраняют недоделки

К новостям о достижениях белорусских строителей.

Первый в Брестской области детский сад, встроенный в жилой дом открылся в Дрогичине. Об этом на своем сайте 13 января сообщило издание «Вечерний Брест».

Застройщиком объекта является УКС «Дрогичинского района», подрядчиком выступило строительное управление номер 25.

«Работы на объекте стартовали в марте текущего года, и, несмотря на то, что нормативный срок строительства рассчитан на 11 месяцев, была поставлена цель сдать дом в декабре 2019-го. Поэтому труженикам СУ-25 пришлось укладываться в кратчайшие, сжатые сроки. В ноябре-декабре были заморозки, погодные условия вносили свои коррективы в проведение штукатурных работ. Однако это не помешало строителям выполнить поставленную задачу», – пишет издание «Дрогичинский вестник».

На следующий день после публикации на сайте «Вечернего Бреста» мы позвонили на предприятие и попросили его руководителя провести нам экскурсию по новому детскому саду, но тот сказал, что это возможно только после разрешения райисполкома.

Какую же тайну скрывает детский сад, что посмотреть на него можно только с разрешения районных властей?

Мы отправились туда сами. Заведение оказалось если и открытым, то не для детей. Через две недели после официального ввода в эксплуатацию объекта на территории по-прежнему находились рабочие.

Мы снова позвонили застройщику и спросили, закончили все-таки объект или нет? Но тот вначале стал отрицать присутствие рабочих, а потом сказал, что те якобы просто расставляют там мебель.

«Все отделочные работы, наружные работы уже все завершены. Я сегодня заходил туда, рабочих нет. Я сказал, что я рабочих там не видел. Вот так я вам сказал. Нет, я не отрицаю, что там работы ведутся. Там мебель расставляют, это я видел», – прокомментировал Валентин Вершко, директор дочернего коммунального унитарного предприятия по капитальному строительству «УКС Дрогичинского района».

Внутри детского сада мы нашли заведующую учреждением. Вот что она пояснила по поводу состояния детского сада:

«Не расставлено ничего, это просто сложили мебель. Есть что замазывать, заделывать, пищеблок нужно еще подключать, там много нюансов, где-то плитку выравнивать, потолок. Еще оборудование технологическое не подключено. Много сделано, но много и доделывать».

Таким образом, Директор УКС Дрогичинского района лукавил говоря о том, что в сданном садике завершены все работы и рабочим оставалось там только расставить мебель. И все это после того, как СМИ брестчины сообщили о том, что садик открыт.

Как СМИ «улучшили» жизнь в Беларуси

Беларусь улучшила свою позицию в рейтинге лучших стран мира. Об этом рассказало новостное агентство «Спутник». Рейтинг опубликовал Американский журнал US News & World Report. Как сообщает «Спутник», Беларусь в нем заняла 70-е место, годом ранее наша страна располагалась на 78-й позиции, говорится в сообщении Спутника. Мы проверили первоисточник и оказалось, что Спутник напутал. В прошлом году Беларусь была не на 78-м месте, а на 73-м и рейтинг, соответственно улучшился не на восемь ступенек, а, всего, на три. Но, все-таки, улучшился.

За счет чего?

Чтобы понять это, мы посмотрели оценки, которые составители рейтинга выставляли стране по различным критериям. Таким, как, к примеру, качество жизни или мощность государства. Так вот, общая оценка Беларуси за год не выросла, а, наоборот, уменьшилась с 0,5 до 0,3. То есть показатели страны в общем за год – ухудшились почти вдвое.

Так как же Беларуси при ухудшении показателей удалось подняться в рейтинге на три ступеньки?

Дело в том, что количество стран в рейтинге уменьшилось в этом году на восемь. Например, исключались страны, которые не предоставляли своевременно статистические данные. Из рейтинга впереди Беларуси выбыли: Бельгия, Венгрия, Ирландия, Уругвай и Танзания.

Другие материалы

Массовка Лукашенко переоделась, а кремлёвские СМИ – «переобулись»

Сдулись не протесты, а БелАЭС

Силовики врут про коррупцию в Беларуси

Российская пропаганда против беларусов

Как Лукашенко ковид побеждал, да так и не победил

Беларусь, Кыргызстан, Нагорный Карабах – разоблачаем фейки

Как Лукашенко хвастался потерянными миллиардами

Как Лукашенко «разводит» беларусов