Аннексия Беларуси: фейк или реальная угроза?




«Беларусь уже не бывшая советская республика», – о положительных переменах в белорусcком обществе в интервью Сергею Пелесе рассказывает публицист британского издания «The Times» и заместитель директора Центра анализа европейской политики Эдвард Лукас. Знаменитый журналист и автор книг о России также оценивает вероятность драматического сценария в отношениях Беларуси с Россией.

Как Вы оцениваете ситуацию в Беларуси на фоне очередного спора Лукашенко и Путина? Минск – в российской мышеловке, но делает маленькие шаги в сторону Запада. Беларусь – угроза для NATO, марионетка в руках Кремля или самостоятельный игрок?

Прежде всего, я бы не стал драматизировать, потому что я уже много раз видел это «кино». У Лукашенко и Ельцина всегда были расхождения, какие-то разногласия постоянно происходят между Лукашенко и Путиным. Они спорят о деньгах, о газе, есть вопрос, связанный с Союзным государством, я имею в виду использование его Путиным, чтобы подольше остаться у власти. Люди обсуждали эти вопросы еще в 1990-е годы, в течение всего последнего десятилетия и продолжают это делать. Я бы очень удивился, если бы произошла какая-то драматическая перемена. Россия продолжает озвучивать угрозы, а Лукашенко – флиртовать с Западом. Мне кажется, здесь не наблюдается ничего принципиально нового.

А что на самом деле изменилось, так это белорусcкое общество.

Почти тридцать лет здесь есть личная свобода. Да, режим Лукашенко использовал репрессии и некоторые случаи действительно серьезные, но есть белорусы, которые могут выехать за границу, выбрать себе карьеру, заниматься бизнесом, изучать то, что хотят.

Сейчас длительный период покоя, благодаря чему белорусское общество очень существенно изменилось. Беларусь уже не бывшая советская республика, какой была, я имею в виду сочетание красно-зеленой и бело-красно-белой идентичности. Однажды Лукашенко уйдет. Мы все будем удивлены, когда увидим эту страну под руководством нового лидера, который, возможно, пойдет в совершенно другом направлении. Думаю, мы преувеличиваем значимость личности Лукашенко. Мы не берем во внимание перемен в обществе, идущих очень медленно и постепенно, тем не менее они очень глубокие и важные.

Почему сейчас так много разговоров о возможной аннексии Беларуси? Украинцы очень серьезно говорят об этом. Они боятся даже больше, чем сами белорусы. Однако согласно ультиматуму Медведева Россия выбрала «легальный» путь и союзный договор 1999 г. Эта информационная война или реальная угроза?

Думаю, что причина – недостаточное знание темы. Чем меньше человек знает о Беларуси, тем легче озвучить какое-то мнение. Настоящие эксперты с большой осторожностью делают мрачные прогнозы. Украину этот вопрос волнует, потому что если бы российская армия была в Беларуси, то у украинцев была бы подобная ситуация на северной границе, как и на восточной. С их стороны это оправданное стратегическое предостережение. Но, мне кажется, то, что мы сейчас наблюдаем, – политический театр. Россия пробует угрожать Беларуси.

Они постоянно говорят о том, что Союзное государство станет реальностью. Неизбежно возникает вопрос: а кто за это заплатит?

Если у россиян действительно есть ресурсы, чтобы взять на себя Беларусь со всеми ее внутренними долгами и проблемами, им придется платить субсидии.

Аннексия Беларуси не будет легкой, и доказательства мы видим на примере Крыма. Они получили его путем аннексии и в конце концов должны тратить много средств на содержание, а к тому же еще и оплачивать большой дипломатический счет. Говоря об отношениях, я думаю, что конец года будет похож на его начало: будет много напряженных встреч, угроз, возможно, прекращение поставок газа в какой-то момент. Может быть, в конце концов Россия получит дополнительную военную базу или Лукашенко придется сделать какой-то шаг, который ему совсем не нравится. Но я бы удивился, если бы произошли такие серьезные события. Как журналист я люблю восточные темы, я люблю писать о них, но для меня как аналитика более важна точность.

Камиль Клысиньски, эксперт по Беларуси в польском Центре Восточных исследований, в интервью мне сказал, что серьезно относится к драматическому сценарию. Он думает, что идет игра на время. По его мнению, от аннексии Беларусь может спасти большее напряжение с Украиной или белорусско-российские учения «Щит Союза». Действительно ли это так?

Камиль – очень сильный аналитик. Я не разговаривал с ним на эту тему, но прочитал его аналитический рапорт. Как я говорил, я уже видел это «кино», я имею в виду «Запад-2017»: прогнозы, что российские войска, которые прибудут в Беларусь, здесь и останутся.

Если проанализировать почти двадцатилетнюю историю отношений Путина и Лукашенко, видно, что там всегда были угрозы, ультиматумы, споры о деньгах, споры об энергоносителях, споры о безопасности.

Может быть, я не прав, но мне кажется, что их тональность принципиально не изменилась и сейчас. Наблюдать за этим процессом очень интересно: у обеих сторон есть пространство для маневра – Лукашенко может нажать на россиян или отступить, и тогда они могут получить все, что просят.

Я скептически отношусь к идее рокировки Путина.

Вы имеете в виду так называемую проблему 2024 года?

Почему бы тогда просто не изменить Конституцию? Мне кажется, что люди, говоря о Беларуси, ищут, что сказать, потому что это горячая тема. Россияне ничем не рискуют. Это странно, но хотя Беларусь и Россия довольно близкие страны, уровень знаний российских экспертов о Беларуси очень ограничен. Они знают больше о Польше или Германии, Великобритании, США. Идея, что они смогут просто захватить Беларусь и управлять дальше… Кто знает, может быть, Путин проснется однажды утром и скажет: «Я хочу сделать это». Но на мой взгляд, вероятность какого-то драматического развития событий в течение этого года – процентов двадцать, не более.

Интервью показали в программе «Проcвет» с Алиной Ковшик:

Новостная лента