Армения: Сделать невозможное, как и Беларуси


Более семидесяти процентов голосов избирателей – результат почти на уровне тех постсоветских властителей, которые так ръяно критиковали Пашиняна во время первых месяцев во власти. Ожидается, что вчерашнего лидера уличной революции изберут премьером и ему придется столкнуться с новыми вызовами.

«Главная задача на первые сто дней Пашиняна – это демонстрация того, что он политик нового поколения, что он не превратится в диктатора, так как такие опасения звучат. И что его известный радикализм не будет мешать ему вести Армению избранным путем», – считает белорусский политолог Евгений Красулин.

Каким же будет этот новый послереволюционный путь? Сам Пашинян уже после электорального триумфа заявил, что Ереван собирается активно сотрудничать и с Евросоюзом и с Россией. В НАТО Армения не собирается, зато планирует развивать отношения с ОДКБ. Звучит знакомо – похожую риторику слышат беларусы вот уже на протяжении двух десятилетий. У Минска это получается со все большим трудом, а каковы шансы на армянскую многовекторность?

«Армянскому руководству нужно сделать нечто невозможное, чтобы оградить страну от потрясений на фоне тех турбулентных процессов и в регионе и вокруг него. А все потому, что у нас нет такого запас прочности, как у Украины», – говорит политолог из Армянского института международных отношений и безопасности Рубэн Меграбян.

То есть, как и Беларуси, Армении придется лавировать в границах все более жесткой российской интеграции. С другой стороны тот же Лукашенко регулярно критикует действие российских интеграционных проектов – мол и таможенный союз едва работает и в ЕАЭС Россия притесняет партнеров. Ему часто вторит и Нурсултан Назарбаев. На этом фоне Ереван мог бы сотрудничать с Минском и Астаной… если бы не Баку.

«На пути сближения Пашиняна и Лукашенко стоит такой важный фактор, как личные отношения между Лукашенко и Алиевым, А судя по радикальным заявлениям Пашиняна, он не намерен искать решения Карабахского конфликта и спор с Азербайджаном будет продолжаться», – продолжает Красулин.

В Ереване согласны с беларуским экспертом, что дело не только в личной неприязни посткомунистических аксакалов Назарбаева и Лукашенко к Пашиняну. Скорее своеобразная политическая ревность к Кремлю.

«Как это в Армении позволила Москва революцию, а если то же самое позволит и у нас. В руководящих документах ОДКБ цветные революции идут в списке главных угроз и идут в одном списке с организованной преступностью и терроризмом», – утверждает Рубэн Меграбян.

Неудивительно, что тот почти террорист, в понимании лидеров стран ОДКБ едва только успел прийти к власти, как вызвал недовольство Минска и Астаны из-за нежелания отдать Беларуси председательство в ОДКБ.

«Были такие конфликты и у Сержа Саргсяна с Назарбаевым например. И Пашинян продолжает действовать в том же русле – он пытается продвигать интересы Армении и пытается сделать все, чтобы принести пользу Армении, оставаясь в этих международных организациях», – объясняет эксперт в сфере международных конфликтов Артак Аюнтс.

А иначе – никак, разводят руками эксперты. Даже если принять за чистую монету проевропейские стремления Пашиняна, Ереван за эти годы слишком сблизился с Москвой.

«Когда Азербайджан и Турция объявили Армении фактическую экономическую блокаду, единственное, что удерживало Армению на плаву – это отношения с Россией. Поэтому разрывать отношения с Москвой, на что намекал Пашинян будучи рядовым членом парламента – просто невозможно», – считает Евгений Красулин.

С Азербайджаном Армения находится де-факто в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. Баку в этом вопросе активно поддерживает Стамбул, который закрыл границу с Арменией еще четверть века тому назад. Пашинян на днях предложил Эрдогану сесть за стол переговоров без каких-то предварительных условий.

«Ответ был такой, мол – не будет никакого прогресса между Арменией и Турцией, пока Армения не освободит оккупированные территории Азербайджана. Это такой ответ, который говорит, что в ближайшее время каких-то позитивных изменений ожидать невозможно», – говорит конфликтолог Артак Аюнтс.

Армяне с начала девяностых занимают и считают своими ряд территорий, которые принадлежали советскому Азербайджану. Но в этом историческом споре проигрывают не все…

«Мы живем в регионе, который возможно является самым фрагментированным на глобусе, в силу нерешенных конфликтов. И бенефициаром такого положения является исключительно Россия. Все – проигравшие», – подчеркивает Рубэн Меграбян.

Кремль втянул страны-участницы конфликта в свою сферу влияния. Россия и Беларусь продают оружие Азербайджану, являясь военным союзником Армении. Минск настолько зависит от Кремля, что отказаться от такой навязанной дружбы – просто не может.

Сюжет показали в программе «Просвет» с Алиной Ковшик:

Фото: REUTERS / Hayk Baghdasaryan / Photolure / FORUM

Новостная лента