После стрельбы в Керчи гайки в Крыму могут закрутить еще сильнее


21 убитый (включая стрелявшего) и более сорока раненых. Основной версией массового убийства в колледже в Керчи остаются действия подростка-одиночки. Но власти очерчивают более широкий круг обвиняемых. Какие последствия стрельба в Крыму повлечёт для полуострова и контролирующей его России? Разбирался Александр Папко.

Взрывы самодельных гранат и стрельба из дробовика, устроенная подростком-одиночкой – такова официальная версия трагедии, произошедшей вчера утром в Керченском политехническом колледже. Поскольку Крым оккупирован Россией, следствие ведёт российский Следственный Комитет. Школы взяты под охрану Росгвардией.

«Произошёл на втором этаже взрыв, и с потолка начало всё валиться – штукатурка, пыль. Мы выбежали в коридор и побежали в спортзал. Там мы встретили учителя физкультуры, который сказал всем бежать на выход», – рассказывает студентка Виктория Войко.

В убийстве 15 студентов, 5 преподавателей и ранении более 40 человек власти обвиняют студента Владислава Рослякова. Согласно официальной версии, он покончил с собой.

«Назначены медицинские, баллистические и иные экспертизы, а также посмертная психолого-психиатрическая экспертиза Рослякова. Проведены обыски в жилых помещениях. Принадлежащих родственникам подозреваемого, а также в съёмной квартире, в которой Росляков проживал вместе с матерью», – заявила Светлана Петренко из Следственного комитета России.

Знакомые отзываются о подозреваемом как о замкнутом молодом человеке, который не проявлял агрессии, учился на тройки и четвёрки. В августе Рослякову исполнилось 18, после чего он сразу же начал оформлять лицензию на охотничье оружие. Дробовик «Бекас» и патроны подросток купил легально.

«Молодой человек не вызвал к себе никакого негативного отношения. Он показал разрешение, которое даёт ему право приобретать оружие. Оно свежее, оно проверенное. Он сказал, что ему необходимо. Это картечь была – довольно крупная, одна из самых крупных», – рассказывает продавец оружейного магазина.

На фото с камеры наблюдения видно, что Росляков одет так же, как и герой фильма о массовом убийстве в школе Колумбайн, произошедшем в США 19 лет назад. Одна из версий керченского расстрела – неприязнь к одноклассникам и учителям.

«За несколько дней до атаки он начал пересматривать видео со стрельбой в различных школах. Мама заинтересовалась, спросила зачем. Влад ответил – просто. Маму ответ удовлетворил», – сообщает Telegram-канал «Mash».

«У подростка потерян «значительный иной» в виде веры или авторитетного лидера. Свято место пусто не бывает – место авторитета занял антигерой в виде подростка из американской истории. У юноши нет надлежащего примера, а самое главное – нет диалога с отцом», – комментирует ситуации психолог из Минска Евгений Малиновский.

Для аннексированного Крыма массовая стрельба в колледже стала настоящим шоком. Но в собственно России чуть больше чем за год произошло как минимум пять случаев, когда ученики с ножами и огнестрельным оружием набрасывались на своих коллег и преподавателей.

Власти оккупированного Крыма уже заявили, что стрельба в Керчи не была делом рук сумасшедшего одиночки.

«Задача следствия – установить, кто его готовил к этому преступлению. Здесь он действовал один. Это понятно, установлено. Но подготовительные мероприятия, на мой взгляд и взгляд коллег, в одиночку этот негодяй осуществить не мог», – заявил глава оккупированного Крыма Сергей Аксёнов.

По мнению политологов и правозащитников, после аннексии Крым превратился в регион, где власть российских силовиков практически безгранична. Жертвами политических процессов и похищений стали десятки крымских татар и проукраинских активистов. Керченскую стрельбу власти могут использовать для того, чтобы усилить и без того пристальный контроль над обществом.

«Я ожидаю, что на территорию Крыма будут введены дополнительные подразделения Росгвардии – фактически, личной охраны российского президента. И Следственный комитет, и Антитеррористический комитет, и ФСБ России будут проводить зачистки, допросы, пытки на территории Крыма», – отмечает политический аналитик из Киева Тарас Березовец.

Российский президент Владимир Путин сегодня обвинил в керченской стрельбе культуру интернета и социальных сетей.

Под «простоянный мониторинг» и контроль нужно взять интернет – также заявил заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов.

Александр Папко, belsat.eu

Фотоснимок на заставке к видео Sergei Malgavko/TASS/ Forum