Как живут Тупицы, или Как корабль назовешь


Один из самых бедных регионов России Псковская область обладает лингвистическим богатством в виде целого ряда названий, как бы подтверждающих состояние этого региона.

Удивительна российская топонимия. Помните, у Некрасова:

«Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож».

Казалось бы, взял поэт названия из головы. Но вот оно – Неелово, Псковская область.

На слух, правда – Неёлово, про точки над ё на знаке традиционно забыли. Но на Псковщине есть много не менее интересных названий. Например, хотели бы вы жить в деревнях Погиблово, Страшницы, Пыталово, Тупицы, Гнилуха?

А как вам название санатория Хилово? Это, кстати, только по-русски звучит сомнительно. В английском языке heal и означает – исцелять.

По Некрасову названия деревень, откуда съехались мужики, символизируют разруху. С тех пор мало что изменилось, только жителям теперь есть куда уехать – в Москву или Питер. Вот и стоят пустые деревни посреди псковских лесов. Область занимает первое место в России по убыли населения. Усугубляет ситуацию близость к границе. В советское время решили размещать крупную промышленность подальше от неё, и люди теперь уезжают на работу, даже не меняя место регистрации.

«Миграция у нас считается по прописке. То есть, официально, когда человек выписался с Пскова и прописался в Питере. Мы понимаем, что этого не происходит. То есть на самом деле убыль гораздо больше», – считает географ Павел Василенко.

Сейчас в Псковской области живет почти 640 тысяч – столько же, сколько в середине XIX века. Новейшая история территории региона – история бегства и переселения. В 1920-е годы здесь проживало 1 млн 700 тысяч, сразу после войны – менее 400 тысяч человек.

«Псковская область оказалась в XIX веке в такой ситуации, когда работы нет, но есть дороги, по которым можно быстро уехать туда, где работа есть. И тогда начинается отходничество, которое перерастает в массовую миграцию», – рассказывает Павел Василенко.

После бурного, но кратковременного послевоенного роста численность населения снова стала падать. После 1966 года, за четверть века до того, как это произошло в России, смертность в Псковской области превысила рождаемость.

Псковская область занимает второе место по числу населенных пунктов, многие – далеко от городов и больших дорог. Из них и пытаются уехать в первую очередь. Староосвоенный регион оказался на периферии страны, между двумя мегаполисами. Люди уезжают из Погиблова и Пыталова не из-за неблагозвучных названий, а по причине отсутствия инфраструктуры и работы.

Алексей Сабельский, Александр Кириллов, «Белсат»