В Пскове не скрывают, что их десантники воевали в Донбассе


Публикация «Новой газеты» о могилах российских десантников на псковском кладбище, напомнила о событиях 2014 года. Тогда российские власти отрицали и скрывали гибель кадровых военных, участвовавших в Донбассе, теперь уже никто не скрывает – они там были.

Спустя почти четыре года после раскрытия гибели российских десантников на востоке Украины тему неожиданно поднимает «Новая газета». Спецкор «Новой» побывала на кладбище под Псковом и увидела нагробные плиты на могилах тех, гибель которых тогда скрывали. Сейчас на камнях есть имена и даты.

Памятники установлены давно, и то, что для многих стало новостью, для местных – совсем не секрет. Очевидцы тех событий неохотно говорят об этом. О надгробных камнях на могилах десантников газета «Псковская губерния» писала ещё в 2015 году. С тех пор появились новые могилы, о которых пишет, в том числе, «Новая». Погибшие участвовали в спецоперации в Сирии официально, поэтому материал «Новой газеты» поначалу вызвал у редакции «Губернии» недоумение.

Обозреватель Алексей Семенов занимался журналистским расследованием гибели десантников и общался с родственниками погибших. По этическим соображениям многое не было опубликовано, но со временем родственники обрубили контакты даже с ним.

«В большинстве своём и добровольцы, и их родные и близкие с журналистами на эту тему говорить категорически отказываются. Важную роль здесь сыграл указ Владимира Путина от 28 мая 2015 года № 273 «О внесении изменений в перечень сведений, отнесённых к государственной тайне, утверждённый Указом президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203», – писала «Псковская губерния».

Сейчас в городе и на кладбищах спокойно. 76-я десантно-штурмовая дивизия проводит учения, внимания к журналистам нет. Псковская область – неспокойный в политическом отношении регион, поэтому шок от потерь на необъявленной войне растворился в череде других проблем. После слежки, нападения на политика Льва Шлосберга и угроз журналисту Алексею Семенову все быстро улеглось.

Через четыре года с родственниками погибших не представляется возможным поговорить, а сохранившиеся у журналистов контакты и свидетельства журналистам удалось собрать буквально в первые часы после обнародования списков погибших. В частном разговоре псковские журналисты отмечают: «Новая» не сказала ничего нового. И все же они благодарны, что крупные медиа не дают теме уйти из памяти общества.

Алексей Сабельский, Александр Кириллов; фото обложки – Ирина Тумакова/«Новая газета»