Как работает секретная связь, и кто разрешает полеты дронов? Топ достопримечательностей с выставки TIBO-2018


На этой неделе в «Минск-Арене» проходит 25-я международная специализированная выставка TIBO-2018. В этом году в ней участвуют 20 стран, чья продукция представлена ​​более, чем на ста стендах. Belsat.eu посетил выставку и специально поинтересовался новейшими белорусскими разработками в сфере информационной безопасности и не только.

Засекреченная «Prima»

Наше внимание привлек стенд компании «Агат», которая входит в холдинг «Геоинформационные системы управления» и занимается в том числе производством устройств специального назначения. Например, в этом году они выпустили аппаратуру криптографической защиты информации «Prima», проще говоря, шифровальщик.

Как говорится в рекламном проспекте, предназначена «Prima» для гарантированного закрытия секретных сообщений с возможностью их передачи по открытым каналам. Это значит, что зашифрованные данные можно отправлять через обычную мобильную связь, но происходить этот обмен может только между «своими» – нужно, чтобы у адресата было аналогичное устройство. Защита от несанкционированного доступа осуществляется благодаря уникальному криптографическому алгоритму. Полученное сообщение можно сразу распечатать на принтере, который входит в комплект.

Рекламный проспект с информацией об аппаратуре для секретной связи, фото Белсат

Правда, отправить видео через такую ​​аппаратуру не получится – размер файла не должен превышать 1 мегабайт. Зато текст дойдет без проблем.

На самом стенде эту аппаратуру не демонстрируют. «Ведь она принадлежит к засекреченным технологиям», – поясняет представительница «Агата». По ее словам, самый большой спрос на «Prima», естественно, возникает в силовых структурах, КГБ. Предыдущая модель аппаратуры уже используется для правительственной связи. Не исключаются также поставки на экспорт в лояльные Беларуси страны.

«Защита, а не шпионаж»

Для защиты секретных данных «Агат» разработал Кроссплатформенную систему контроля целостности. Она позволяет отследить, вмешивался ли кто-то посторонний в компьютер. Это программное обеспечение совместимо как с Windows, так и с Linux.

Если вмешательство происходит, администратору приходит предупреждение.

Интересуемся у сотрудников «Агата», можно ли с помощью системы не только отслеживать целостность своих данных, но и заполучить доступ к чужим, самим совершать атаки.

«Нет, наша разработка предназначена исключительно для защиты, а не для шпионажа, иначе это уже уголовная статья», – объясняет сотрудница.

Госзаказ и экспорт – по разным ценам

Еще одна компания из холдинга, ОАО «Агат-систем», показала на TIBO мультирежимную радиостанцию ​​Р-181-5НК в двух модификациях – статическая и переносная. Ее особенность – способность передавать информацию при любых природных условиях.

Элементную базу, части, из которых состоит устройство, «Агат-систем» покупает в основном в России.

Радиостанция производства «Агат-систем», фото Белсат

Как рассказал корреспонденту belsat.eu один из представителей компании, такие радиостанции уже используют в вооруженных силах. Поставляют их и за границу, однако цены отличаются.

«Для поставок вооружения и нашей продукции, в частности, белорусской армии существует госзаказ, и это определенная сумма. Для иностранных же покупателей цены будут другими.

Раскрывать цифру мы не можем по двум причинам: во-первых, это коммерческая тайна. Во-вторых, если один из покупателей узнает стоимость этого устройства, то поинтересуется, почему существует различие», – поясняет представитель «Агат-систем».

Разрешение на полеты дронов выдает Служба безопасности президента

Особое внимание посетителей TIBO привлек стенд Белорусской федерации беспилотной авиации с дронами различных моделей и размеров.

Федерация – негосударственная структура, появилась в марте 2017 года. В нее входят как юридические лица, так и частные собственники дронов. Каждому члену выдается удостоверение международного образца, а на дрон приклеивают наклейку с личными данными владельца и штрих-кодом.

Самый маленький дрон на выставке, фото Белсат

Согласно указу Александра Лукашенко №81 «Об использовании авиамоделей», беспилотников приравняли к участникам движения в воздушном пространстве страны. Согласно законодательству, есть два главных требования: дрон должен быть в поле зрения оператора и не подниматься выше 100 метров. При этом существуют запретные зоны для полетов. Карту таких зон можно посмотреть на сайте Национального кадастрового агентства.

«Мы фактически взяли на себя функцию посредников между государством и собственниками дронов. Если какая-то организация хочет заказать себе съемку с дрона, она обращается к нам. Федерация, в свою очередь, просит разрешение на полет у Службы безопасности президента. Получив разрешение, мы сообщаем об этом собственнику дрона, и он может выполнять полет», – рассказывает Сергей К., координатор БФБА по Витебской области.

Заявление в СБП, которую направляет БФБА, чтобы получить разрешение на полет дрона, фото Белсат

Сергей показал нам, как выглядит подобный письменный запрос в Службу безопасности президента. На бланке стоит печать этой спецслужбы и приписано: «Непосредственно перед выполнением сообщить по телефону…» Кроме того, федерация и СБП иногда договариваются в Telegram – на согласование требуется не более суток.

Представитель БФБА первый заговорил о скандале вокруг дронов, которые исчезли во время празднования Дня Воли в Минске.

«С силовиками общаемся постоянно. Буквально на днях зампредседателя нашей федерации вызвали в милицию общественной безопасности. Сейчас там разбираются с этим вопросом. Где сами беспилотники сейчас находятся физически – я точно не знаю. Вероятно, их исследуют».

Напомним, что в этом году на Дне Воли сразу несколько СМИ, среди которых был и «Белсат», потеряли дроны, которые арендовали у частных предпринимателей для видеосъемки. Позже один из ИП обратился с заявлением в милицию и потребовал разыскать устройство – результата поисков нет до сих пор.

Екатерина Андреева/ТП, belsat.eu

Новостная лента