«Если бы не журналисты, наши кишки намотали бы на гусеницы танков»


О том почему Армения более свободная чем Беларусь, как журналисты «Белсата» заняли кабинет Никола Пашиняна, про мирную революцию без алкоголя.

Чем удивили весь мир армяне – своими наблюдениями из сердца революции поделился редактор «ПроСвета» Сергей Пелеса, вернувшийся после 10 дней съемок большого репортажа об армянской революции.

Ты только что вернулся из Армении, где провел больше недели. Вы снимали большой репортаж о событиях, но и делали много материалов. Какие твои главные впечатления? Чем тебя удивили армяне?

Мы работали десять дней. Не только в эпицентре революции, но мы ездили по разным деревням, к людям, которые также участвуют в революции. Это и крестьяне, это и первый оппозиционный глава села. То есть, в Армении есть один оппозиционер, управляющий деревней. Это человек, совершивший революцию в отдельно взятой деревне. Он наблюдает, мол, давайте догонять меня. Мы были во втором по величине городе – Гюмри. Там протесты начались. Там самая большая безработица. Самое парадоксальное впечатление, что они делают даже с неоконченной победы, когда еще нет результата, карнавал и праздник. Танцуют на каких-то старых «Волгах», прыгают, поют, играют на барабанах, празднуют. Практически не было видно алкоголя. Алкоголь я видел только один раз.

 

Алкоголь – шампанское пили на улицах только после выбора Пашияна на пост премьер-министра

То есть, эта революция «любви и улыбок» реальна.

Нет единого названия, как Оранжевая революция или Революция Роз. Но любви и улыбок можно так назвать. Очень позитивные и дружелюбные люди. В принципе, армяне дружелюбны, а там атмосфера энтузиазма еще больше овладела людьми. В последние дни революции, перед победой, ее стали называть «Белая революция». Чистая, бескровная революция.

А как относились к журналистам? Мы знаем, что во время протестов отношение к журналистам было очень разным. Что вы почувствовали на себе?

Иностранных журналистов было достаточно мало. Причем что журналистов «Белсата» называли западными журналистами. Не российские и не китайские. Армяне очень ценили то, что к ним приехали и показывают то, что там происходит. Я услышал даже такое мнение, с которым не до конца согласен, но это сказал очень умный армянин, кинорежиссер, что если бы не такие, как вы, возможно, наши кишки намотали на танковые гусеницы. Ведь танки уже были на площадях Еревана, там каждые несколько лет проходят массовые акции протеста. И то, что мир смотрел на руки властей, кроме всего прочего, поэтому это прошло так мирно и мягко.

Какие личные впечатления от лидера революции Никола Пашиняна, ставшего всемирно известным человеком? Как он выглядит в повседневной жизни, потому что у тебя была возможность с ним поговорить.

Я общался с ним два или три раза, коротко, потому что он все время очень занят. Мы надеялись записать с ним интервью, даже оккупировали его кабинет в парламенте. Час-полтора ждали, со временем эта надежда уходила. Потому что в этот день было его совещание с республиканцами. Достаточно тяжелое, психологическое. Я с ним поздоровался, пожал руку, перекинулись парой слов. Он был очень рад, но у него вообще не было времени. Даже на короткий комментарий. Потом мы записали, как он стримил.

Что интересно, это бывший журналист, бывший редактор одной из больших газет, и этот человек как бы сам пиарится. Стрим это его главный канал коммуникации. И когда он был Николом в кепке и камуфляжной майке, и теперь когда он в костюме премьер-министра с охранниками, он все равно стримит. Он берет свой смартфон на селфипалку и делает стрим. Это смотрят десятки тысяч людей, одновременно много комментариев. Мы это сняли. Мы были единственные журналисты, попавшие в этот момент. Никого не было рядом, кроме ночных охранников. Этот человек искренний, это чувствуется.

 

Сергей Пелеса и Никол Пашинян

 

Он достаточно теплый, контактный. Человек, у которого есть семья, что немаловажно, потому что мы видим, что не у всех лидеров постсоветских государств все в порядке в семье. Не даром говорят, что если порядок в семье, будет порядок в государстве. У него так, кажется, четверо детей, его жена тоже журналистка, она с ним постоянно на сцене. Когда его арестовали, она не то что бы была одним из лидеров, но она была впереди и была одной из тех, кто вел протест.

Поэтому это впечатление такого поистине народного человека, умного, по-восточному ловкого, потому что ему придется теперь лавировать.

Это ли человек, журналист, не имеющий четкого сильного политического опыта на руководящих должностях? Был все-таки депутатом, не надо отрицать. Но быть премьером – это совсем другое дело. Какие у тебя впечатления после разговора с экспертами? Какой будет Армения сейчас? Конечно, они не смогут полностью вырваться из когтей Москвы. Но направление на Европу будет ли в приоритетах?

Я видел там флаги ЕС. Не на акции, это не было как на Евромайдане в Украине, где главная причина была неподписание договора об Ассоциации. Что интересно, Армения в то же время планировала подписать соглашение с Евросоюзом несколько лет назад. И Янукович, и Саргсян отказались под давлением Путина. Даже в Ереване был небольшой протест на несколько сотен человек. Мы конечно об этом не очень помним. Сейчас, конечно, прозападная новая риторика Пашиняна должна быть смягчена. Для них важнее внутренние проблемы.

Реальные проблемы людей.

Да, хищение государственного имущества, ужасная коррупция, несправедливость, бедность людей. Вот главная причина, люди страшно возмутились. Сколько можно нас грабить? Покончим с этим. Мы хотим власти закона, избавиться от коррупции, искренних честных людей, которые действуют прозрачно. Это главное. Поэтому эти дела, связанные с интеграцией с Россией, безопасностью, отношениями с Западом, думаю, они будут отложены во времени, не будут искать радикальных решений этих проблем. Думаю, будут медленно дрейфовать в направлении Запада, но из-за того, что они в основном будут вводить в общественно-политическую жизнь западные ценности. Открытость, демократию, свободу слова и т.д. То, чего не хватало Армении в последние годы.

Ты можешь сравнить, какой была Армения, потому что вы снимали репортаж «Армения. Попытка гнева» три года назад, какая Армения сейчас? Что, по-твоему, изменилось за это время?

Следует помнить о том, что Армения и так было самым демократическим государством из тех, что варятся в одной кастрюле. То есть, Россия, Беларусь, Казахстан и еще ряд азиатских государств и Армения. Она все-таки самая демократичная. Все-таки благодаря тому, что в парламенте есть оппозиция, и того целая фракция. Плюс несколько фракций колебались и перешли на сторону Пашиняна. Это существенно. Плюс существенно, что там действовуют десятки СМИ, в том числе телеканалов. Да, это могут быть не до конца свободные независимые каналы, но это частные каналы, предлагающие разные мнения. Нечто подобное, как в Украине, но и целый ряд интернет СМИ. То есть, Армения уже была более свободная, чем Беларусь, там позволяли гораздо больше. Посмотрите, как мягко прошли протесты, как реагировала полиция.

У нас такое невозможно. Представьте себе, одним из первых решений Никола Пашиняна было назначение заместителя полиции Еревана Валерия Осипяна руководителем полиции всей Армении. То есть, человек, который как полевой командир управлял сдерживанием протестов, теперь будет главой полиции при Пашиняне.

Решения относительно полиции и органов безопасности были одними из первых решений Пашиняна. Ты пришел с гаджетами. И эта революция, наверное, заполнится всем большим количеством вещей, которые останутся нам на память. Это и музыка, и различные вещи. Вот эта маркетинг-революция, как это происходило, кто это придумал?

Один из главных лозунгов – это армянский лозунг «Духоф» придумал один из армянских дизайнеров, художников, и это русизм, означающий «с духом», «смело». Что очень не нравится значительной части армян, так как это русизм. Почему, мол, мы должны под каким-то российским лозунгом выступать. Но интересно, что выбран такой странный шрифт. Очень стильный и похож на кардиограмму, как будто биение сердца. Еще значок «Viсtory» известный со времен Черчилля, который постоянно они используют. И, конечно, имидж Никола Пашиняна.

Мне казалось внешне, что его можно сравнить с поп-культурой и с Че Геварой.

В определенном смысле – да. Посмотрите из чего он состоит, эта бейсболка, как раз с этим текстом. Они черные, красные, белые. Это борода, которая выросла у него в течение месяца, пока они ходили сначала пешком по Армении, а позже в Ереване. И эта камуфляжная майка, и вообще этот туристическо-милитаризированный стиль. Таким образом он делает жест в направлении молодежи, в направлении тех, для кого важен патриотизм.

И видимо он хочет отличаться от тех людей, которые сидят и разворовывают страну?

Да, в основном говорят, что это сделано для молодежи. И это как бы его естественный имидж. Все, с кем я не разговаривал, и депутаты, и политические комментаторы говорят, что это не искусственно придуманный имидж. Просто ему было удобно одеться в бейсболку и туристические ботинки, и так они вышли из Гюмри. Но очень интересная история связана с этими кепками.

Ведь он постоянно менял эти кепки. А вообще началось, что он надел не бейсболку, а обычную плоскую кепку. К нему в определенный момент в деревне подошел мужчина, который сказал, что он специально приехал к нему подарить свою кепку. Он подарил ему свою бейсболку. Пашинян ее надел, и мужчина ушел. Но потом он вернулся, извинился и сказал, что хочет забрать кепку Пашиняна. Так они обменялись и пошло-поехало. Сейчас эта бейсболка стала одним из символов революции. Так, как рюкзак Николы Пашиняна, камуфляжная майка и борода.

Мы также знаем, что Армения христианская страна, и роль женщины там не такая, к которой мы привыкли в Беларуси. Несколько слов, обыденность женщин.

Что интересно, это самая восточная христианская держава, которая как клин вбивается в этот тюркоязычный мусульманский мир между Азербайджаном и Турцией. Женщин гораздо больше сейчас появилось на сцене и вообще на акциях, но в частной жизни это достаточно патриархальное государство. Когда мы сидели за столом на съемках, когда нас приглашали наши герои, женщины практически не садились за стол.

Интервью показали в программе «Просвет» с Алиной Ковшик

Другие темы программы:

  • Лукашенко, Путин и Пашинян. Про что говорят в Сочи?
  • Парад в Москве. Показывать нечего.
  • Революция – армянские женщины так делают?
  • Иранская недоговоренность, кто теперь будет верить США?
Новостная лента