Идентификация через SMS, блокировка сайтов без суда. Все о Законе о СМИ – в ответах чиновников и юриста


На сайте Министерства информации появились объяснения предполагаемых изменений в Закон о СМИ. В формате вопросов и ответов приводим позицию чиновников и комментарий юриста Белорусской ассоциации журналистов Олега Агеева.

Согласно изменениям в Закон о СМИ, который 19 апреля в обновленной редакции прошел первое чтение в Палате представителей, вводится добровольная регистрация Интернет-ресурсов и обязательная идентификация комментаторов.

Зачем нужна государственная регистрация сетевых изданий?

Ответ чиновников: чтобы предотвратить правовую неточность в части подхода к пониманию статуса медиаплощадок. Регистрация сетевого издания – способ приобрести статус СМИ ресурсов, которые позиционируют себя в таком качестве. Его сотрудники будут являться журналистами, иметь право на аккредитацию и пользоваться другими возможностями, представлять средства массовой информации.

Олег Агеев, фото со страницы Facebook

А на самом деле?

Комментарий юриста: «Это дискриминационный подход. Требование о регистрации, которое существует в отношении печатных СМИ, не является легитимным и не соответствует требованиям демократических стандартов. Во многих странах мира понятия регистрации для СМИ не существует вообще, а в ряде стран она имеет сообщающий характер. То есть человек сначала регистрирует свое СМИ, а уже потом сообщает в органы власти. Надо отменять обязательную регистрацию, а не вводить ее еще и для интернет-площадок. Безусловно, это наступление на свободу слова».

Законопроект предусматривает введение обязательной идентификации комментаторов. Каким образом это будет происходить?

По словам чиновников, это будет конкретно определено постановлением правительства. Возможно, идентификация будет происходить через смс-сообщение или через адрес электронной почты, аккаунта пользователя в социальной сети.

Стоит отметить, что сегодня в большинстве информационных ресурсов осуществляется идентификация пользователей тем или иным способом. При этом подобные правила функционирования интернет-ресурсов не воспринимаются пользователями как покушение на свободу мнений, убеждений.

Юрист: «Это является посягательством на право на конфиденциальность. Анонимность в интернете гарантирует неприкосновенность частной жизни. Высказываться анонимно, критиковать власть – это профит для любого общества. Законопроект ставит свободное мнение под угрозу, так как, очевидно, многие люди не захотят выступать с критикой не анонимно. Когда мы говорим, что идентификация поможет вычислить так называемых проплаченных троллей, то тролли в таком случае – меньшее зло. Риск от наступления на свободу слова непропорциональна борьбе с троллями».

Сколько размещенных в доменной зоне .by ресурсов смогут стать СМИ?

Чиновники утверждают: прогнозировать возможное количество интернет-ресурсов, которые будут позиционировать себя в качестве сетевых изданий, сложно. Исходя из количества обращений на эту тему в министерство, желающих много. Все зависит от того, кто из них будет готов работать в соответствии с требованиями законодательства о средствах массовой информации.

Юрист: «Допускаю, что некоторые ресурсы смогут. Однако проблема в том, что критериев, по которым разрешают регистрацию – нет. Единственным основанием для регистрации считается правильно поданный пакет документов. Именно это дает пространство для отказа зарегистрировать СМИ по политической причине. Формально это входит в компетенцию Мининформа, но, конечно, министерство может сотрудничать с другими госорганами, в том числе с силовыми структурами, которые повлияют на решение».

Согласно законопроекту, белорусские каналы будут обязаны давать в эфир 30% собственного контента. Все ли с этим справляются?

Основные телеканалы – «Беларусь 1», «Беларусь 3», «ОНТ», «СТВ» – соответствуют требованиям. Проблемы возникнут у «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь», где программы собственного вещания не превышают 10%. Чтобы увеличить долю своих передач, им придется убирать российские.

«Полагаю, что авторы законопроекта хотели, чтобы каналы приобретали меньше иностранного контента. Но, например, корпункты российских СМИ, которые работают в Беларуси, могут просто выдавать за белорусский контент, сделанный не в Беларуси. То есть, создается возможность обхода закона», – говорит Олег Агеев.

Почему Мининформ ограничивает доступ к сайтам без решения суда?

Мининформ считает: в целях оперативного реагирования на противоправные проявления в Интернете, которые причиняют вред общественным и государственным интересам. Это делается на основании сообщения компетентных органов. Судебное разбирательство – длительный процесс, жалуются они. Невозможно допустить распространения в свободном доступе информации, пропагандирующей насилие. Затягивание ограничения доступа к такой информации, по сути, является пособничеством в совершении правонарушений.

Юрист: «Категорически не согласен. Что касается сроков блокирования незаконного контента – свобода слова настолько важна, что надо ее защищать и делать это как можно дольше. Что касается экстремизма – в Беларуси прекрасно действует борьба с экстремизмом, его наличие устанавливает суд. А рекламу или оппозиционный сайт можно заблокировать во внесудебном порядке. Это неприемлемо. БАЖ еще несколько лет назад просил Мининформ объяснить, за что конкретно ресурс может получить предупреждение, а за что – оказаться заблокированным. Они не смогли объяснить, сослались на действующий Закон о СМИ, на общие формулировки».

Как восстановить доступ к заблокированным сайтам?

Владелец ресурса должен обратиться с заявлением в Мининформ, и в течение месяца оно будет рассмотрено. На это время ресурс останется заблокированным, объясняют чиновники.

А как должно быть?

Юрист: «С точностью наоборот. Это Мининформ должен в течение месяца сообщить владельцу ресурса, почему хочет его заблокировать. А человек должен иметь время на защиту. Причем все должно происходить публично, на судебном процессе».

Штраф в 500 базовых – для «Белсата»?

Законопроект также предусматривает изменения в административный Кодекс. Теперь за распространение «запрещенной» информации можно получить штраф в 500 базовых величин. Устанавливать то, что информация является «запрещенной» по-прежнему будут госорганы. Кроме того, распространение продукции зарубежного СМИ без разрешения будут считать нарушением осуществления предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 12.7 КоАП).

Юрист: «БАЖ выступает против дополнительных административных наказаний. Зачем властям вводить универсальную статью и наказывать журналистов якобы за незаконную предпринимательскую деятельность, если в административном Кодексе уже существует достаточно статей, которые государство использовало для давления на СМИ. Это как дамоклов меч. Что делать журналистам, которые представляют в Беларуси иностранное СМИ, но в той стране не существует регистрации? Например, в Канаде, Нидерландах, Австралии, Германии никакой регистрации просто нет».

Екатерина Андреева/ТП, belsat.eu

Новостная лента