Евгений Магда: Россия не может легко завладеть Украиной


Киев ставит себе целью до 2020 года выполнить все технические требования NATO. Зачем, если Украину в Альянс пока не берут? Сколько батальонов уже подготовили по стандартам NATO? Дмитрий Мицкевич пообщался с Евгением Магдой, директором Центра общественных отношений, украинским экспертом по вопросам гибридных агрессий.

«Белсат»: Как сейчас идет реформа приведения украинской армии к стандартам NATO? Какие есть подводные камни? Может, видно какое-то сопротивление?

Евгений Магда: Очевидно, что с 2014 года украинская армия начала меняться. И те, кто видел в 2014 году те несколько тысяч военных, готовых воевать за свою родину, конкретно боеспособных частей, сейчас, когда они увидят украинские вооруженные силы, сильно удивятся. Понятно, что это не такой простой процесс, но, в первую очередь, это преобразования под натовские стандарты, по которым мы уже обучили 10 батальонов. Этот процесс продолжается.

Украина ставит себе целью до 2020 года выполнить все технические требования NATO. Это означает, что мы не отказались от призыва, но при этом те части, которые находятся на востоке, те люди, которые принимают участие в боевых действиях, – либо контрактники, либо очень небольшая их часть добрвольцы.

То, что говорят российские СМИ о батальонах карателей, на самом деле все это миф, не больший, чем тот, что Россия на сегодняшний день может легко в военном плане овладеть Украиной.

Учения украинских десантников по стандартам НАТО в зоне АТО. Фото минобороны Украины

Реально ли до 2020 года исполнить все эти требования?

Думаю, что в плане военно-техническом, в плане военного строительства, если Украина еще будет эффективно использовать трастовые фонды NATO, то это достижимая цель. Надо понимать, что это в любом случае необходимо для украинской армии, потому что стандарты NATO – не просто абстракция. На сегодняшний момент это стандарты наиболее боеспоспобного военно-политического образования в мире. Беря на вооружение стандарты NATO, украинская армия соответственно к ним продвигается. Задача украинской армии, насколько я это вижу, независимо от решения политиков, максимально приблизиться к тому, чтобы стать членом NATO де-факто, не будучи им де-юре, стать им в военном плане. Это серьезно меняет украинскую армию, это становится серьезным аргументом для украинских политиков на международной арене и подталкивает развитие вооруженных сил в их профессиональном плане.

Чем дальше мы от 2014-2015 года, периода интенсивных боевых действий, тем выше по служебной иерархии поднимаются офицеры, зачастую молодые офицеры, получившие во многом уникальный боевой опыт. Это элемент смены поколений в армии, которое состоится уже наверное в середине следующего десятилетия.

Министр обороны Украины Степан Полторак посещает совместные учения Украины с НАТО Rapid Trident 2017. 15 сентября 2017 г. Reuters/Gleb Garanich

Насколько саботируются те реформы, которые проводятся, и насколько сейчас эффективно использует Украина те возможности, которые дает сотрудничество с NATO? Насколько эффективен контроль за тем, как все это происходит?

Президент уже внес рамочный Закон о национальной безопасности. Некоторые его критикуют, но скорее по той простой причине, что воспринимают его как политический элемент. Я думаю, что Закон о национальной безопасности не может быть предметом околополитической критики. Он предусматривает превращение министра обороны и его заместителей в гражданских, разделение полномочий главнокомандующего сухопутными войсками, начальника генерального штаба, подчинение Национальной гвардии начальнику генерального штаба. То есть мы видим, что фактически Украина берет на вооружение принятые в Западном мире принципы гражданского контроля и управления войсками. Безусловно, первым гражданским министром обороны будет тем, в кого будет лететь очень много шишек. Независимо от того, станет ли им нынешний министр обороны Степан Полторак, который снимет погоны и станет формально гражданским, либо это будет другой человек. Процесс перехода управления армией военными людьми к формированию военной политики людьми гражданскими был болезненным во всех постсоциалистических государствах. Но если мы взяли курс на евроатлантическую интеграцию, если есть соответствующие требования, то думаю, что Украина будет их выполнять.

Насколько эффективно?

Украина сегодня – один из лидеров по военным расходам в Европе – 6% ВВП. В абсолютных цифрах, возможно, это не так много, но это значительная часть бюджета, которую в условиях гибридной войны с Россией, в условиях непростой экономической ситуации все равно приходится тратить.

Но у Украины нет другого выхода. Фактически сегодня Украина раздает долги за свои предыдущие невыделенные средства на развитие армии. Она использует деньги, чтобы опыт конвертировать в создание не просто многочисленной армии – она и так насчитывает порядка 200 тысяч военнослужащих, которые существуют реально, не на бумаге, – но и армии, которая способна давать отпор агрессору. Это и модернизация ПВО, которая идет в этом году, и развитие и создание новых танков, и реализация ракетной программы – оперативного ракетного комплекса «Гром».

Командующий сухопутными войсками США в Европе Кристофер Каволи с начальником Национальной академии сухопутных войск Павлом Ткачуком и канадским военным. 1 февраля 2018 г. Фото Минобороны Украины

Какие силы саботируют реформы в Украине? Кто им противится, какими методами они действуют?

Надо сказать, что закон о национальной безопасности пока завис на стадии парламентского комитета. С одной стороны, это элемент политической игры, с другой – элемент желания части политиков, преимущественно пророссийских, не допустить принятия этого решения. Россия будет всячески противится сближению Украины с NATO. При этом, среди политиков, которые будут этому противиться, будут те, на ком есть ярлык пророссийского политика, и те, которые будут рвать на груди вышиванки и говорить: мы за все хорошее, против всего плохого. Но я думаю, что несмотря на все это сопротивление, политические ставки достаточно высоки, потому что Петр Порошенко говорит о необходимости соответствующих конституционных изменений, которые обозначат евро-атлантическую, европейскую перспективу Украины в Конституции. А говорить о них без принятия Закона о национальной безопасности не приходится.

Интервью показали в программе «Просвет» с Алиной Ковшик.

Также в программе:

Без молока, без картошки, без интеграции

Александр Федута: Лукашенко будет уходить и демократизирует Конституцию

Беларусь в новой Холодной войне

Россия вооружает НАТО, чтобы его поссорить

Новостная лента