«Угрожали прострелить колено, вербовали за деньги». Как силовики вытягивают информацию об анархистах


Панк-музыкант из Столина рассказал belsat.eu, как двое силовиков в штатском вывезли его в лес, приставляли к спине дуло табельного оружия, а потом пытались завербовать, предлагая деньги.

Силовые структуры в Беларуси активно преследуют участников анархических движений. После «нетунеядских» протестов прошлой весны давление на них усилилось. В квартирах анархо-активистов периодически проводят обыски. Давят не только на самих анархистов, но и на их родственников, друзей. Иногда достается и людям, которые не имеют никакого отношения к движению. Последнее яркое свидетельство такого преследования – история 21-летнего панк-музыканта Сергея С. из Столина. Он согласился рассказать подробности нашему журналисту, но попросил не называть его фамилию.

Сергей играет в панк-рок-группе, на их концерты приходит молодежь преимущественно левых взглядов, как говорит парень, «протестно настроенная». Сам же он не принадлежит ни к одному движению, не является политическим активистом. По словам Сергея, единственное, что потенциально может связывать его с анархистами – это случайные встречи на концертах.

23 февраля, ближе к 12 часам дня, Сергею позвонили и, представившись «уголовным розыском», предложили встретиться. Договорились, что сотрудники из Бреста приедут к нему в Столин на собеседование. Ничего плохого парень не предчувствовал, а потому спокойно согласился встретиться с правоохранителями.

Когда машина подъехала к дому Сергея, он спустился на улицу и увидел, как из машины выходил его отец.

– Папа ничего не успел мне сказать. Двое мужчин в гражданской одежде сразу попросили меня сесть в машину. Они не показали удостоверений, не сказали, из какой они структуры. Помню только, что один представился Александром Николаевичем, – рассказывает Сергей.

– Они пришли ко мне на работу в лицей. Проверяли аппаратуру в актовом зале, что-то искали. Потом мы сели в машину и там этот Александр Николаевич показал фото, на котором есть я, мой сын и еще ребята. Обычное групповое фото с концерта. Оно было сделано в мае 2017 года, я тогда помогал группе сына как звукооператор, – говорит отец Сергея.

По его словам, силовики спрашивали, кого он знает на фото, кроме сына, и распространялись ли на том концерте листовки анархистов.

«В нашем городе что-то случилось»

– Я сказал, что не знаю никого и никаких листовок не видел. Мне кажется, что-то такое случилось в нашем городе, после чего силовики заинтересовались этими анархистами, – добавляет отец.

Незадолго до выборов в местные советы друзья анархического движения «Революционное действие» расклеили на будущих участках для голосования в Столине наклейки с такой надписью: «Выборы паразитов на службу государству для продолжения вашего рабства».

Они также сорвали агитационные предвыборные плакаты, на некоторые наклеили свои стикеры – с адресом сообщества в фейсбуке.



Еще раньше, в январе, в Столине появились листовки с призывом к «уличному сопротивлению». Свою информационную кампанию анархисты развернули и в Бресте, Калинковичах, Гродно, Минске.

Сообщество «Революционного действия» в соцсети ВКонтакте заблокировали. Блокировали и сайт, но активисты создавали зеркальные страницы, восстанавливали сообщства, продолжали публиковать отчеты со своих акций. Подписчикам сообщества начали присылать сообщения из «неживых» аккаунтов, угрожая привлечением к уголовной ответственности за распространение «экстремистских материалов». Сайт revbel.org был внесен в Республиканский список экстремистских материалов по решению суда еще в сентябре 2016-го.

Анархисты во время акции протеста в Бресте, 5 марта 2017. Фото belsat.eu

«Я почувствовал, как дуло приставили к спине»

Вернемся в тот момент, когда Сергей сел в машину к силовикам.

– Двери заблокировали. По тону их голоса стало ясно, что лучше не сопротивляться. Тот, назвавшийся Александром Николаевичем, спросил: «Ты анархист?» Я ответил, что нет, не анархист. «Но ты панк?». Да, говорю, панк. Тогда они сказали «Не включай дурачка» и начали расспрашивать об анархистах в Столине, о листовках, которые появлялись на улицах.

По словам Сергея, у него отобрали телефон, пытались войти в социальные сети, а когда не получилось, начали просматривать личные фото в галерее файлов и спрашивать, кто присутствует на фото.

– Они называли имена, я отвечал, что не знаю таких людей, и принадлежат ли они к движению анархистов. Продолжали расспрашивать, я не мог ничего сказать, так как не знал. Тогда Александр Николаевич распахнул куртку, положил руку на кобуру и сказал, что имеет полномочия прострелить мне колено и сделать так, чтобы я «присел», – вспоминает Сергей слова силовиков.

– Потом они сказали: «Ну все, везем тебя в лес» и увезли. Руки – на бардачок, без лишних движений. Думаю, по дороге они решили меня попугать. Тот, который был на заднем сиденье, позвонил кому-то и сказал «Товарищ полковник, разрешите выполнить приговор». Мне кажется, он ни с кем не говорил на самом деле.

Иллюстративное фото

Сергей утверждает, что его вывезли в лес, вывели из машины, обыскали и приказали медленно идти вперед.

– «Твои последние слова», говорят. А мне нет, что добавить. Все выглядело, будто милиционеры (или кто это были?) пересмотрели боевиков о крутых копах. Дали закурить. Снова спросили о столинских анархистах. Не получив ответа, развернули спиной. Тогда я почувствовал, как приставили дуло к спине. Буквально секунд десять, и он опустил дуло со словами «Не хочу я этого делать».

Пробовали завербовать за деньги

Сергея снова посадили в машину. Парень признается: на этом этапе он уже «устроил небольшую истерику», нервы сдали.

– Я закричал, просил отпустить меня, и вдруг они включили «хороших полицейских». Стали доказывать, мол, я же не хочу, чтобы уволили моих родителей, чтобы были проблемы у девушки.

По словам Сергея, после этих слов силовики предложили ему «стучать на кого-то из анархистов».

– Они сказали, что будут спонсировать меня постоянно. Заплатят не только за слив информации об анархистах, но и за то, чтобы я внедрялся в «Революционное действие». Если соглашусь – отпустят. Я отказался. Попросили «поискать хоть что-то» и пообещали связаться через неделю. Меня отпустили, сунув 10 рублей.

Больше Сергею никто не звонил. Парень обратился за помощью в Правозащитный центр «Весна», теперь он вместе с правозащитниками готовит жалобу на незаконные действия силовиков. На вопрос, боится ли он мести за то, что все рассказал, Сергей отвечает:

– Нет, я просто готовлюсь к какому угодно развитию событий. Раньше я думал, что такое может случиться, но не со мной.

Отец Сергея рассказал, что раньше парня привлекали по различным административным делам. Было и уголовное. Несколько лет назад его осудили по статье 341 УК (повреждение имущества). Сам Сергей объясняет: он разрисовал здание граффити «F*ck the police». Ему дали 120 часов общественных работ.

Анастасия Лойко, фото generation.by

Комментарий эксперта. Анастасия Лойко, ПЦ «Вясна»:

– Скорее всего, это были сотрудники ГУБОП (Главного управления по борьбе с организованной преступностью), внутри структуры есть отдел по борьбе с экстремизмом. Он и занимается анархистами. Что касается «Революционного действия», то у силовиков явный недостаток сведений, они не очень ориентируется в анархических сообществах. Возможно, поэтому практикуют такие методы. Попытка вербовки указывает на то, что это могли быть и сотрудники КГБ, но последняя версия менее вероятна.

По словам правозащитника, будет направлено несколько жалоб на незаконные действия – в Следственный комитет и в прокуратуру.

Анастасия Лойко отмечает, что Брестская, а также Гомельская область – регионы с наибольшей активностью анархического движения, соответственно, давление на анархистов сильнее.

***

Мы обратились за комментарием в пресс-службу УВД по Брестской области, но в течение двух рабочих дней там не поднимали трубку. Не ответил ни по служебному, ни по частному мобильному и начальник группы информации и общественных связей УВД Брестского облисполкома Сергей Дученко.

Екатерина Андреева/ТП, belsat.eu

Новостная лента