Бывший заместитель министра обороны Польши: политика РФ не совпадает с интересами Беларуси


Как Россия может использовать противостояние США с КНДР? Есть ли риск войны на границе Беларуси и Польши? Чего боятся поляки? Об этом – разговор с бывшим заместителем министра обороны Польши Ромуальдом Шереметьевым*.

Сергей Пелеса: Добрый вечер, господин министр.

Ромуальд Шереметьев (на фото): Добрый вечер.

СП: Чувствуют ли в Польше угрозу со стороны Беларуси? Если с Россией все очевидно, то воспринимают ли Беларусь, союзника России, как угрозу Польше?

РШ: Нет, по крайней мере, я не воспринимаю. Мне кажется, что у Беларуси нет агрессивных тенденций в отношении Польши. И если мы чего и боимся в Польше в связи с Беларусью, это российской деятельности со стороны Беларуси. Она может принять такую форму, что Беларусь подчинится действиям России, не имея выбора. Пока Беларусь стремится сохранить свою независимость, насколько это может сделать в отношениях с Россией…

СП: Действительно ли, стремится сохранить?

РШ: Мне кажется, что да.

Лукашенко не хотел бы играть роль губернатора белорусской губернии в границах Российской Федерации. Быть президентом отдельного государства – немного лучшая позиция. Думаю, у белорусов появляется осознание того, что они другой народ, не русские, и что у Беларуси другие национальные и государственные интересы, чем в Российской Федерации. Мне кажется, политика, которую ведет Россия в нашем регионе, не совпадает с национальными интересами Беларуси.

СП: Много говорят о том, что Россия нападет на одно или несколько балтийских государств, и в этот конфликт будут втянуты и Беларусь, и Польша. Что нужно сделать белорусам и полякам, чтобы избежать войны?

РШ: Это очень сложная ситуация. Учитывая состояние международных отношений сегодня, и отношения между силами России и силами Северо-атлантического альянса, мне кажется, что вход России на территорию одного из государств NATO был бы очень рискованным. По моему мнению, пока не будет внешних факторов, которые ослабят позиции NATO, например, ослабят свободу совместной обороны, Россия не решится на такую военную операцию. Однако я боюсь, что такие условия могут появиться в будущем. Например, когда начался бы конфликт на Дальнем Востоке.

СП: Если бы США напали на Северную Корею?

РШ: Да. В 90-е годы опубликовали книгу, написанную бывшим министром обороны США Вайнбергером и публицистом Швайцером под названием «The Next War» («Следующая война»). Там сценарий будущей войны начинается с конфликта на Корейском полуострове Тогда Россия получает свободу действий на Западе под прикрытием этого конфликта. К сожалению, такая ситуация может иметь место.

СП: Многие эксперты утверждают, что Россия в регионе, где располагаются Беларусь и Польша в Европе, имеет большое военное превосходство. Что делают Польша, NATO, США, чтобы отсутствие этого баланса уравновесить?

РШ: Во-первых, как известно, уже на саммите NATO в Варшаве, который прошел не так давно, решили значительно усилить восточный фланг NATO. В военном смысле это не уравновешивает того, чем обладает Россия, но присутствие не только польских войск в этом регионе, но и американских, британских и так далее – это уже усиление. Это показывает российской стороне уровень сложности. Проще входить, когда нет американцев. Во-вторых, в Польше очень серьезно восприняли усиление собственного оборонительного потенциала.

СП: На что Польша сейчас делает акцент? На какого типа подготовку или вооружение?

РШ: В первую очередь увеличивается процент расходов на вооружение. Во-вторых, разработали новую концепцию защиты Речи Посполитой. Также приняли решения и начали приобретать технику и вооружение. Большой недостаток польской обороны, что мы беззащитны, если Россия решит использовать ракеты «Искандер».

СП: То есть, нужны американские системы «Патриот», чтобы заполнить эту нишу?

РШДа, тогда у нас была бы возможность сбивать эти ракеты, что означало бы значительный паралич российских наступательных возможностей относительно нашей защиты. Мы развиваем различные системы оборонительного характера.

Польские власти четко заявили, что мы концентрируемся на защите границ. Ранее, как известно, много лет мы строили экспедиционную армию, что было связано с иностранными миссиями. Когда готовишь экспедиционную армию, другой может бояться, что экспедиция может касаться и его территории. Теперь четко акценты передвинули на защиту собственных границ.

СП: Защита всей территории, модернизация войск и создание войск территориальной обороны?

РШ: Да, также

СП: И это значительные изменения по сравнению с тем, что было раньше. Спасибо за беседу, господин министр.

* Ромуальд Шереметьев, политик, бывший заместитель министра обороны Польши, бывший и.о. министра обороны, доктор военных наук, офицер запаса.

Интервью вышло в программе «ПраСвет». Другие темы программы:

    • Как проходил польский «Антизапад», и как поляки усиливают свою защиту?
    • Почему белорусско-украинские отношения не улучшатся?
    • Почему россияне скрывают свои потери в Сирии, и за что они там борются?
    • Как может выглядеть война США против КНДР?

 

Новостная лента