«Российская армия? У нас нет времени на эти глупости!» Второй день учений на Витебщине


Belsat.eu продолжает серию репортажей из ключевых населенных пунктов возле полигонов, где уже третий день проходят учения «Запад-2017». 15 сентября наши корреспонденты побывали в деревне Дретунь возле самой границы с Россией, а также узнали, прибыли ли российские военные на полигон под Лепелем.

Километрах в 20 от границы находится маленькая деревня Дретунь – здесь всего 150 жителей. К маневрам «Запад-2017» они относятся позитивно, чаще – безразлично. Признаков масштабных учений в Дретуни вообще немного. Единственный запрет – ходить в лесу возле полигона, но жители деревни не очень прислушиваются и все равно собирают грибы в окрестностях. Время от времени в деревне появляется военный или милицейский патруль, а утром с полигона слышны выстрелы. Правда, и это не беспокоит местных.

«Вот учения «Запад-81» были сильными! Ракеты, пушки, авиация – страшнее войны! – рассказывает пожилая жительница Дретуни, –  а теперь – ерунда. Стреляют, но не много».

“Дретунь – грибная столица”

Спрашиваем у людей: не бояться ли они, что после учений российские войска останутся в Беларуси?

«Российские войска? У нас нет времени на эти глупости! –  отмахивается продавщица в магазине, –  Против российских солдат я ничего не имею. И к учениям прекрасно отношусь, у самой сын сейчас в армии».

В Дретуни российских военных никто не видел. В магазин с полигона ходят только белорусы, стража и патрули – также белорусские. И только по свидетельству пожилой женщины, недавно она видела человека «в непонятной форме».

Кстати, прибывали сюда войска не по железной дороге – станция в Дретуни давно закрыта. Здешний лесничий рассказал нам, что видел, как на прошлой неделе колонны военных МАЗов ехали через деревню в сопровождении милицейских машин. Однажды даже выставили оцепление из бойцов ОМОНа.

Он же преживает только за то, чтобы военные не делали в лесу самовольные вырубки. За остальное лесничий спокоен:

«Ну зачем россиянам оставаться? Что им тут делать? –  с улыбкой говорит мужчина, –  Здесь ничего нет, полигон разобрали, коммуникаций нет, у нас даже с мобильной связью большие проблемы. Да и где бы они здесь жили – в палатках, что ли?»

Сельчане рассказывают, что на полигоне тренируются подразделения РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Тяжелые вооружения под Дретунь, скорее всего, не перебрасывались. Но, по официальным данным, здесь присутствует еще и авиация обеих государств. Российские Ми-24 и белорусские Ми-8 вчера как раз «уничтожили» под Дретунью вражеских диверсантов. Местные жители подтверждают: они неоднократно видели над деревней вертолеты.

Карта в Дретуньском лесхозе. Белое пятно – это территория местного полигона

 

Проходим 5 километров по «гравийке» и видим странный КПП: поваленное и прикрытое мхом старое дерево, а через узкую боковую тропинку переброшена тонкая березка. Караула у импровизированного шлагбаума нет, только через пару минут из-за кустов расслабленно и не спеша выходят двое молодых белорусских военных –  патруль военной комендатуры. За кустами у них палатка с необходимыми вещами и едой. Начальник патруля рассказал: теперь их смена, а через пару часов придет очередь милиции стоять на КПП. Добавили, что обычно останавливают грибников и «аккуратно возвращают» на «мирную» территорию.

КПП под Дретунью

 

«Их там нет» под Лепелем

Заслоново – деревня под Лепелем, тут же находится воинская часть – мотострелки.

«На полигоне сейчас стреляют –  бывает, что даже окна дрожат, –  говорит пожилая женщина, – Нам запретили в лес по грибы ходить, но люди не слушаются – недавно двух женщин поймали, а одна успела сбежать. А россиян мы не видели – кажется, здесь только местные».

На выходе из магазина встречаем двух белорусских «срочников», у одного из них на плече автомат. За продуктами они ходили под присмотром майора. Если солдаты, услышав, что мы журналисты, улыбаются, то офицер сразу запрещает им общаться.

«За мной! Молчать!», – кричит он.

Военные в магазине

Все трое переходят через дорогу и поворачивают в лес. Идем по той же тропе и через метров 500 подходим к контрольно-пропускному пункту. Выглядит КПП перед стрелковым полигоном более серьезно, чем в Дретуни. На страже –  сразу несколько офицеров.

«Та-а-к, неаккредитованные специалисты. О вас уже все знают. Проход запрещен, в леса рядом тоже нельзя заходить», –  говорят они.

Офицер просит показать удостоверения журналистов, и пока он их просматривает, через КПП пропускают шикарный белый джип с тонированными стеклами. Номера на машине принадлежат Московской области. Естественно, пересечь КПП таким образом, не останавливаясь, смог бы только высокопоставленный военный или сотрудник ФСБ.

Машина с российскими номерами едет на КПП

 

«Нет, российских войск на Лепельском полигоне нет. Ближайшие – под Борисовом», – уверяют нас рядовые.

Возвращаемся к жилому сектору, но скоро замечаем, что за нами идут трое военных –  те самые, что стояли на КПП. Пока мы беседовали с местными жителями, военные пристально следили. Наконец, подъехали два УАЗика с омоновцами. Проверка документов.

«Здесь разные диверсанты могут появиться, – говорит омоновец, переписывая наши данные, – на полигон ходить запрещено. Знайте, что вас могут задержать»…

Пока проверяют паспорта, пытаемся разговорить милиционеров. Есть ли под Лепелем российские войска?

«Их здесь нет. Машина с российскими номерами? Я такого не видел».

Нас отпускают, но проезжаем буквально 50 метров: внезапно силовики возвращаются и нас берут в «коробочку»: блокируют четыре машины милиции и военного патруля. Но это не задержание. Они просто забыли сразу проверить документы у нашего водителя.

«Вас проводить?» – спрашивает милиционер, возвращая паспорт.

Мы вежливо отказываемся.

Наших журналистов заблокировали милиционеры, идет проверка документов

***
Совместные стратегические маневры «Запад-2017» продлятся до 20 сентября, в них принимают участие 12 700 военнослужащих, из них –  около 3000 россияне. Учения проходят на семи полигонах в разных точках Беларуси, а также в Глубоком и у деревни Дретунь. Согласно официальному заявлению Минобороны, российские войска должны покинуть белорусскую территорию до 30 сентября.

Екатерина Андреева, Игорь Ильяш/ТП, belsat.eu

Новостная лента