Саакашвили – Белсату: Момент для захвата Беларуси Путин уже упустил


Михаил Саакашвили рассказал Алексею Диковицкому, что для белорусов самое важное накануне учений «Запад-2017».

– Учения «Запад-2017» как-то угрожают Беларуси?

– Думаю, они напрямую угрожают Беларуси и региону. Думаю, Путин ищет очередную авантюру – он сейчас в тупике. Он думает, что Беларусь – слабое звено, по его мнению, власть там сейчас слаба и может покачнуться. И даже если не покачнется

Лукашенко в прошлом часто удивлял своей живучестью – Путина это может не устраивать: для него, если Беларусь будет опираться не на Россию, а на кого-то другого – это не очень хорошо. С Лукашенко или без – он хотел бы что-то сделать в Беларуси, вплоть до отмены беларусской независимости и аннексии страны.

 – Говорят, что минский формат урегулирования российско-украинского конфликта – инициатива Лукашенко. Это на самом деле так? Или за этим стоит Путин?

– Не знаю, кто за ним стоит. Но знаю, что Лукашенко лично звонил всем участникам этого формата, группу он собирал сам. Также знаю, что он звонил полякам и прибалтам. Было бы интересно, если бы они тоже участвовали.

– Минск не признал независимости Абхазии и Северной Осетии. Как думаете – почему? Ведь Москве это было нужно.

– Тогда был момент, когда ему предлагали не просто $ 2 млрд (нужно сказать, что в России тогда был экономический кризис), но также угрожали. Лукашенко поступил исходя из интересов существования Беларуси. Ведь это не просто признание несуществующих территорий, но отказ от серьезной части легитимности беларусского государства. В этом вопросе он был абсолютно прав.

Для Путина это был крупнейший дипломатический провал. На Беларусь он точно рассчитывал, будучи уверен, что она у него в кармане. Думаю, это один из тех вопросов, которые Путин не забыл. И сейчас, во время учений, он будет стараться, чтобы Беларусь заплатила по счетам.

– Вы позитивно отзывались о Лукашенко. Означает ли это,что вы согласны с его политикой зависимости от Москвы?

– Думаю, его политика сложнее, чем просто политика зависимости – там много нюансов. Думаю, что если бы он сильно зависел от Москвы, Россия давно бы использовала территорию Беларуси для вторжения в Украину. Этого, однако, не произошло.

Ситуация Беларуси – очень сложная. Свободе беларусского народа нет альтернативы, но беларусы сейчас в очень слабом состоянии, чтобы стать частью Европы. На данном этапе важнейшая задача – сохранение беларусской независимости.

Думаю, что после учений большая часть войск и инфраструктуры останется – не сколько для вторжения в Европу, сколько для аннексии Беларуси. Работая над будущим, мы должны сконцентрироваться над преодолением этой угрозы.

– А если ваш сценарий станет реальностью, кто-то на Западе этим обеспокоится?

– В том-то и дело, что Путин думает, что никто не обеспокоится. Но на самом деле, момент он уже пропустил. Судьба Беларуси на самом деле никого в мире не волнует. Чиновники в Вашингтоне спрашивали у меня, почему они должны переживать за Беларусь, и признавались, что цепляться за недемократичную страну, поддерживать ее – они точно не будут.

Но поведением России Запад точно обеспокоится. Никаких проблема бы не было, если бы Путин сделал это два, три или пять лет назад.

– Долго ли можно лавировать между Россией и Западом, как это делает Александр Лукашенко?

– Путин уже заставляет не лавировать. Он стал настолько негибким и нахальным, что не оставляет поля для маневра для себя и других.

Беседовал Алексей Диковицкий

Новостная лента