Люди на пороховой бочке. Специальный репортаж из непризнанного Карабаха


Ровно год назад в Нагорном Карабахе произошло кровопролитное обострение на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск. Не менее двух сотен погибших с обеих сторон, подбитые танки и вертолеты – такой эскалации в регионе не было все 22 года со времени приостановления активной фазы карабахской войны. Приостановленный, но незаконченный конфликт грозил снова перерасти в полномасштабное противостояние и серьезно дестабилизировать ситуацию на всем южном Кавказе.

Журналист Алесь Загорский отправился в Карабах, чтобы выяснить, почему удалось избежать большой войны, какую роль в регионе играет Россия и на какое мирное будущее надеются люди, живущие в непризнанной стране.

Российско-белорусский след

На передовой

«Представьте себе отчима, который приносит новые пистолетики своим пасынкам и позволяет немного поиграть в войнушку. И пристально следит, чтобы те не поубивались. Вот приблизительно такая роль России в нашей войне. Только что «пистолетик» мы у него покупаем, причем армянская сторона берет на это российские же кредиты. Заколдованный круг!», – такой пример для лучшего понимания сути конфликта приводит один из ереванских медиа-активистов, которые сопровождают нас по дороге в Степанакерт.

Мы – это группа иностранных журналистов и блогеров, которых пригласили посетить Арцах, так по-армянски называется Карабах. Неофициальная цель визита – поддержка известного блогера Лапшина, которого белорусские власти передали Азербайджану.

Воинская часть перед линией столкновения

Для меня это был уже третий визит в НКР, предыдущий раз я был год назад во время обострения ситуации на фронте. В тот раз мне пришлось даже попасть в местное КГБ, где после обыска и профилактической беседы карабахские чекисты восхищались белорусским порядком и «хорошим Батькой». Сейчас, после истории с Лапшиным, оценки белорусского руководства жителями Арцаха изменились на противоположные. Вспомнили Беларуси и продажу оружия Азербайджану. Впервые за все годы путешествий мне пришлось извиняться за наших политиков и оправдываться, мол политики (а точнее тот самый политик) – это еще не все белорусы.

Истоки конфликта

Забор из автомобильных номеров советского Азербайджана

Армяно-азербайджанский конфликт имеет давние корни. Фактически фундаментом будущей кровопролитной войны стало решение советских властей о передаче региона с преимущественно армянским населением в состав Азербайджанской ССР в 20-е годы прошлого века. Вооруженное сопротивление армян тогда было подавлено азербайджанской армией и Красной Армией.

Несмотря на более-менее мирное сосуществование двух народов в советские времена, рост национальных движений в Армении и Азербайджане, который начался во время перестройки, привел к открытому конфликту. Его началом принято считать армянские погромы в Сумгаите, после которых Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава АзССР и присоединении к Армянской ССР. Когда Азербайджан попытался силой вернуть непокорный регион разгорелась кровопролитная война, которая унесла десятки тысяч жизней. После двух лет тяжелых боев при посредничестве России было подписано соглашение о прекращении огня и конфликт был заморожен. Де-факто это привело к созданию независимой Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Независимость эту не признала ни одна страна мира, даже Армения. Правда с оговоркой, что в случае развязывания Азербайджаном войны в Карабахе, армянской стороной не только будет признана независимость НКР, но и будет заключено с ней соглашение о военном сотрудничестве.

Экономический рост в условиях войны

Карабахская полиция

В течение последних восьми лет экономика Нагорно-Карабахской республики показывает стабильный рост ВВП в размере 9-11%. На деньги армянских бизнесменов из диаспоры были сооружены Дрмбонский и Кашинский комбинаты, на которых добывают золото, медь и молибден, а также ряд других предприятий. Несмотря на это, абсолютное большинство трудоспособного населения занято в бюджетной, военной, строительной и сельскохозяйственной сферах, так как другой работы просто нет. Ежегодно Армения выделяет Карабаху межгосударственный кредит, из которого собственно и состоит большинство бюджета непризнанной страны. Например в 2016 году это было около 55% бюджета НКР.

«Все прекрасно понимают, что эти кредиты никто никогда отдавать не будет. Фактически мы содержим Карабах на наши деньги. В некоторой степени это как российские кредиты для Беларуси, правда, в отличие от России, у нас никогда никому не придет в голову мысль перестать выдавать», – шутят мои новые ереванские знакомые.

Помимо этого активную финансовую помощь оказывает армянская диаспора. Так, в 2016 г. на счет правительства НКР от частных лиц и компаний поступило более 11 млн $ на ликвидацию последствий азербайджанской агрессии.

Во время войны Шушы был почти полностью разрушен

Каждый житель Карабаха обязательно похвастается перед вами отсутствием коррупции и бюрократических препятствий в своей маленькой стране.

Секрет прост: мобильный номер премьер-министра известен всем карабахцам, так как и его желание помогать своим гражданам. Говорят, что ему можно набрать, если возникают какие-то проблемы с чиновниками.

Благодаря такой открытости и ряду успешных экономических реформ премьер занимает свою должность уже почти 10 лет.

С надеждой на мирное будущее

Центр ТУМО в Степанкерте

Первое место, которое нам показывают в Степанакерте – филиал уникального центра креативных технологий ТУМО. Созданный на деньги американского армянина Сэма Симоняна, центр действует в Ереване, Гюмри, Дилижане и Степанакерте. Здесь детей с 12 до 18 лет бесплатно учат основам программирования, компьютерной анимации, 3D моделированию, робототехнике, созданию игр, фильмов и цифровых медиа, а также многому другому. Программа обучения, построенная на самообразовании и мастер-классах, занимает два года. Подростков ориентируют на результат, а не на баллы, поэтому оценок здесь не ставят. В прошлом году этот центр занял первое место в рейтинге самых инновационных школ мира.

В ТУМО преподают в основном признанные специалисты из армянской диаспоры из-за рубежа, которых специально приглашают на некоторое время на историческую родину, оплачивая им только перелет и проживание. Например экскурсию по степанакертскому филиалу нам устроил его руководитель, армянин из Парижа. Лекцию по основам Creative Writing, на которую нас пригласили, вел заместитель редактора российской версии журнала «Esquire». Лекция была построена в формате блиц-опрос: мы могли спросить у воспитанников все что нас интересует, а карабахские подростки просто засыпали вопросами обо всем на свете. Узнав что я из Беларуси, меня спросили не боюсь ли я теперь, после посещения Арцаха, возвращаться домой.

Карабах с высоты

– Скажите, а что делает вас счастливыми здесь, в непризнанной стране с далеко не самой спокойной обстановкой? Как вы абстрагируетесь от тех тревожных новостей с фронта, которые поступают чуть ли не ежедневно?, – задал вопрос кто-то из нашей группы.

– Счастье – это просто жить на нашей земле, где лежат наши предки, за которую воевали наши отцы и деды. Счастье – это когда там, на фронте, никого сегодня не убили и не ранили. Потому что там есть кто-то из каждой семьи, и каждая жертва – это может быть твой брат, или брат твоей подруги, одноклассника или соседа. У нас нет ни одной семьи, которая бы не потеряла кого-то на этой войне. Больше всего мы мечтаем о мире, мы хотим дружить с такими же подростками из Азербайджана. Правда, к сожалению их общество полностью пропитано ненавистью к нам.

Ненависть как часть внутренней политики Азербайджана

Перед выходом на заставу

Как уже упоминалось выше, армянский погром в Сумгаите стал фактическим катализатором карабахской войны. Кроме того, это был первый в СССР взрыв массового насилия на этнической почве.

После де-факто проигранной войны в Нагорном Карабахе, власти Азербайджана взяли курс на проведение планомерной политики армянофобии. Это как «если в кране нет воды…», только вину за этот факт вместо евреев переложить на армян. Теперь, чтобы испортить кому-то карьеру достаточно обвинить его в армянских корнях или связях с Арменией. Официальные азербайджанские власти часто этим пользуются в отношении своих политических оппонентов.

Доходит до действительно абсурдных ситуаций:

– Есть какие-либо враги в Баку? Можно неплохо отравить им жизнь. Достаточно набрать туда с армянского номера и сказать что-то вроде: «Спасибо за выполненную работу! Денежный перевод уже отправили». Эффект 100%!, – шутят ереванские медиа-активисты.

Кстати большинство из них свободно владеет азербайджанским языком, чтобы по возможности противостоять бестолковой пропаганде. Значительная часть армянских информационных сайтов имеет азербайджанскую или турецкую версии (два этих языка очень похожи).

Самым известным примером дикой армянофобии стал Рамиль Сафаров, офицер вооруженных сил Азербайджана. Во время обучения в 2004г на программе НАТО в Будапеште он убил спящего армянского офицера, нанеся ему 16 (!) ударов топором по голове. Приговорен венгерским судом к пожизненному заключению, после шести лет тюрьмы был передан азербайджанской стороне.

В Баку Сафарова встретили как героя и подарили ему квартиру за совершенный «геройский поступок».

Очень печально осознавать в какое море ненависти невольно попала наша Беларусь из-за опрометчивого шага Лукашенко.

На линии огня

“Я защитник своего Отечества, моей святой земли, веры”

В последний день визита мы посетили линию фронта. Хотя де-юре Карабах не признан Арменией, помимо призывников из Арцаха здесь служат и армянские. В воинской части в десяти километрах от линии противостояния на нас одели бронежилеты, пересадили в армейские УАЗы и увезли на самый «передок». По дороге туда разговорились с офицерами.

– Нам некуда отступать, здесь наша земля. Мы знаем, что сдаться в плен означает верную смерть, поэтому лучше погибнуть на передовой. Мы отчаянно хотим мира, но с таким соседом нужно постоянно быть готовым к войне. Вот в этом селе Талыш, год назад были варварски убиты трое пожилых людей азербайджанскими диверсантами. После этого село опустело. Теперь его отстраивают, надеемся к зиме сюда вновь вернется жизнь.

По словам военных, они бы и хотели сменить профессию, но другой работы здесь нет. И поэтому они готовы ежедневно рисковать жизнью за довольно хорошую, как на местные условия зарплату в 300-350 $ (для сравнения, средняя зарплата в Карабахе 150-200 $).

Окопы на передовой

С армянских позиций на стратегической высоте хорошо просматривается азербайджанское село, что лежит в долине. За ним стоит воинская часть противника, откуда почти ежедневно постреливают снайперы. 28 марта на соседнем участке линии противостояния был убит очередной армянский солдат.

В окопах ко мне подошли армянские военные, поинтересовались правда ли я из Беларуси. Мол у нашего командира есть к тебе дело. Генерал представился Валерием и попросил передать подарок для «братишки из Минска»: арцахскую тутовку (самогон из шелковицы) и сигареты Арарат.

Уже в Минске, во время встречи с Володей (имя изменено), мне удалось немного узнать о его судьбе. На закате Советской империи этот минчанин попал в спецназ внутренних войск СССР, который в начале обострения был направлен в Карабах. По словам Володи, они разделяли армянские митинги и азербайджанскую милицию, чтобы не допустить кровопролития. В результате им доставалось с обеих сторон. Когда же Советский Союз развалился и началась война, ему предложили перейти в новообразованную карабахскую армии, в рядах он прошел всю войну, дослужившись до лейтенанта.

С неподдельным блеском в глазах он рассказал как они «мочили азеров», и как бы сейчас охотно подался на Донбасс «мочить укропов», да годы уже не те и семья, дети и внуки.

По его словам, в мирной жизни у него не особенно сложилось, так как работает простым рабочим на заводе и как никто другой чувствует все «белорусское экономическое чудо». Поэтому иногда даже жалеет, что после войны вернулся домой, а не остался в Карабахе. Таких как он в Беларуси несколько десятков, и некоторых из бывших соратников он узнал на фотографиях с прошлогодней войны.

Заглянет солнце?

Символ Карабаха – скульптура _Мы и наши горы_

Будущее Карабаха остается неопределенным. Признания на международной арене ожидать вряд ли приходится. Широкомасштабная война, по моему мнению, также маловероятна, обе стороны прекрасно понимают ее последствия. Так как и маловероятно полное прекращение мелких стычек на линии противостояния, а значит будут появляться очередные жертвы по каждой стороне баррикад. Для преодоления чрезвычайно высокого уровня взаимной ненависти соседним народам потребуется несколько поколений. Сумеет ли Арцах в таких условиях построить современную развитую державу, которая станет примером для соседей?

Смотрите все фото из Карабаха в галерее:

Карабах с высоты
Забор из автомобильных номеров советского Азербайджана
Во время войны Шуши был полностью разрушен
Символ Карабаха – скульптура “Мы и наши горы”
Центр ТУМО в Степанкерте
Перед выходом на заставу
Военная часть перед линией столкновения
Карабахская полиция
“Я защитник своей Родины, моей святой земли, веры”
На передовой
Линия столкновения
Окопы на передовой

Алесь Загорский/ИЧ, belsat.eu

Новостная лента