Зенон Позняк «Бандитским нападениям необходимо противостоять только силой»


Зенон Позняк

Есть ли у Статкевича план, от кого зависит ситуация 25 марта, через кого в Беларуси действует Россия, как готовиться к протестам – рассказывает Зенон Позняк, председатель Консервативно-христианской партии БНФ, депутат Верховного Совета 12 созыва и глава оппозиции в то время.

Алина Ковшик: На ваш взгляд, насколько план Николая Статкевича вывести людей на Площадь Независимости соответствует той ситуации, которая сейчас сложилась в нашей стране?

Зенон Позняк: У меня такое впечатление, что у него нет никакого плана, потому что неопределенно, а что же это будет. 25 марта – это День Воли – или протест против тунеядства.

Может они хотят это объединить.

Этого не видно, потому что я вижу здесь чисто провокационный проект. И здесь все будет зависеть от того, как поведут себя люди.

В чем может быть это провокация?

Это все легко высчитывается, потому что здесь есть несколько политических сил. И каждая из них имеет свои интересы. Самая важная сила – это возмущенный белорусский народ, который недоволен всем, что творится и хочет выразить свое недовольство. Он неорганизованный. А режим проводит свою обычную шаблонную политику по уничтожению гражданского общества. Сначала дается определенная вольность, какая-то либерализация, людей выводят на улицы, выясняют, кто они, а потом уничтожают.

Как раз в этой политике наиболее задействованы конкретные люди. Соответственно Николай Статкевич. Это не первый раз. В 99-ом году был так называемый Марш Свободы. Ужасно было. Он завел всех в тупик на улицу Первомайскую, там всех побили, разогнали, посадили. Это были абсолютно нелогичные поведения. Потом было еще несколько, но сам факт преступления это 2010-й год 19 декабря. Он абсолютно непосредственно оперативно участвовал в этой провокации. Избили многих. Теперь то же самое: митинг возле Академии наук, а потом мы пойдем по проспекту на Площадь Независимости, там посмотрим, что делать. Что это такое? Это тот же самый сценарий. Не буду объяснять, но с этим человеком давно все понятно, я знаю его почти 30 лет.

Но с другой стороны он единственный, кто сидел дольше всех в тюрьме КГБ.

Это не имеет никакого значения. Их не только сажают, но и расстреливают. Литвиненко вообще отравили полонием, так что не имеет значения, какие репрессии они применяют против этих людей, которые, так сказать, от них зависимы. Это надо понимать.

Здесь в этой ситуации важно, как поведут себя люди. Потому что в принципе, люди могут влиять. Они даже могут выбрать общее руководство с помощью митинга. Если будут активные люди и будут это понимать, могут выбрать какой-то совет митинга, ограничить действия какого-то одного человека, так как люди могут поддаваться различным эмоциональным призывам. Это первый момент, а второй момент очень важен. Без сомнения после митинга будут бандитские нападения, задержания и др. Этому противостоять можно только силой.

Никакого закона нет в этой стране.

Люди в штатском нападают, бьют, вваливаются в троллейбус. Это гестапо. И поэтому нужно, чтобы люди организовали самооборону. Но это не на митинге надо организовывать, а заранее.

Так, как вы делали это в 90-е годы, когда была охрана митинга?

У нас была команда – тысяча человек. У нас были полная чистота и порядок. Ведь мы знали, какие цели, какие задачи, и самое главное, что люди, которых мы выводим на митинг, должны получить удовольствие. Сатисфакцию победы, из-за того, что что-то произошло. Здесь на каждом шагу сплошной упадок. Людей побьют, посадят и в результате происходит зачистка. То, что произошло в 2010-ом, в 2009-ом, в 2011-ом, когда какой-то сопляк, я забыл его фамилию, он выступил с предложением хлопать в ладоши. Вывел людей, людей задержали итд.

Теперь выяснилось – этот человек русского мира, человек российских спецслужб.

Это Вячеслав Дианов?

Видимо, да. Я просто забыл его фамилию. Поэтому это шаблон, по которому действует этот режим.

Хорошо, а что нам делать сейчас? Есть люди действительно в отчаянии, у них накопилось – что им делать? Не выходить на площадь 25 марта? Или все же воспользоваться этим народным энтузиазмом?

Выходить, потому что народный пыл должны вылиться, во-первых. Во-вторых, когда люди выходят на улицу, на площади, то они солидарны, они должны обменяться мнениями. Это очень важно. Поэтому надо выходить, но надо понимать, что от них многое зависит. Не поддаваться на провокации, быть осторожными, думать и постараться взять это в свои руки. Это первый момент.

Второй – есть еще неделя, если есть нормальные люди, они должны создать группы самообороны. Они по всему миру создаются, когда нападают бандиты. Третий момент самый важный – неорганизованный народ – это не сила. Должна быть организация. И лучше, если это будет самоорганизация. Я об этом уже не первый раз говорю. Создавали группы рабочих людей, группы недовольных существующим положением в стране, пенсионным обеспечением, контрактной системой и всем. Лозунг должны быть – Вольная Беларусь. И это возможно.

Я смотрю, в провинции умные люди, очень разумно говорят. Вообще белорусы показали себя здесь с очень хорошей стороны, что это очень толковая и умная нация. Но неорганизованная. Это вопрос времени. Это надо делать. Три момента. Кардинальный: самоорганизация и создание групп «Вольная Беларусь», второй – быть внимательным на Площади, взять в свои руки митинг и не поддаваться на провокации. Третий – создать группы самообороны, чтобы не хватали людей, чтобы не били, не тянули по асфальту. Это просто недопустимо. Никто же не защитит.

А может могут помочь люди, которые в 90-ых были в ваших дружинах?

Вы понимаете, что можно, но там были сильные люди по 30-40 лет, им уже под 70. Теперь второе поколение выросло. Что еще хочу сказать: мы решали вопрос, что с этим делать. Настолько ситуация еще не созрела, что переломить какой-то момент трудно. Будем организовывать митинг в Киевском сквере. 12 лет нам не разрешали, но сейчас у меня ощущение, что они могут согласиться.

Чтобы разбить людей? Это ваша цель – чтоб не были все в куче?

Нет, не разбить. Они может так будут думать, чтобы разбить людей, дело не в том. И там, и там люди будут за одно. Другое дело, какую задачу мы ставим перед собой 25-го марта. Туда могут приходить с женами и с детьми.

Это наш великий праздник.

На Дне Воли мы объявим о создании движения «Вольная Беларусь» и расскажем о его программе.

После протестов в Беларуси арестовали 170 человек, но Лукашенко в то же время интенсифицирует встречи с Западом. Почему там не замечают того, что происходит в Беларуси. Что должно случиться, чтобы нас заметили?

Дело в том, что об этих вопросах я писал и 10, и 15, и 20 лет назад. Люди не могли представить: им казалось, что Запад – это демократия, то, что они говорят, так и есть. А оказывается, для людей, что это совсем не так. Что это realpolitik, абсолютно прагматичное мышление и что они абсолютно не изменились с 30-ых годов. Люди удивляются, но чему тут удивляться. В этой ситуации, которая сейчас создалась в Беларуси, действуют такие подходы: Лукашенко беспокоится о том, чтобы сохранить власть. Чтобы сохранить, закрепить власть – надо уничтожить самого главного противника – народ. Его надо в болото, как говорят. Обрезать головы. Вот он это делает.

Что нужно Москве? Хорошо держать на коротком поводке Беларусь и своего сатрапа, а он начинает с Западом какие-то проблемы… Значит, они там тоже заинтересованы, чтобы произошла провокация, чтобы Запад отвернулся от Беларуси и Лукашенко. Москва в этом заинтересована. Это один момент, а второй, чтобы подвесить Лукашенко. Чтобы ему не было куда деваться, только в Москву. Вот их политика. Она и с первой, и со второй, и с третьей стороны – антинародная, антибелорусская.

Через кого Россия действует в Беларуси – через Лукашенко? Через Шуневича? Через оппозицию?

В первую очередь через Лукашенко. Это первый человек, он столько причинил вреда и зла белорусскому  народу, как никто. Это ужасно. И Москва через него действует, используя его патологическое желание руководить страной. Далее невооруженным глазом видно, кто занимает должности в Беларуси. Есть такой Шуневич – то он даже форму НКВД одел, он доволен. Что происходит? Через кого действует Москва? Через свою агентуру, свою резидентуру, которая сидит на ключевых должностях в Беларуси, а посадил их Лукашенко.

Мы знаем, что вас слушает власть, вас цитирует БТ, что бы Вы им сказали накануне 25-го марта?

Я могу им всем сказать, что Вы еще какое-то время в такой политике будете существовать, но время ваше закончено, и когда это время наступит, это будет время расплаты. Вы столько зла натворили, что думайте сейчас о своем будущем.

Разговор состоялся в студии программы «ПраСвет с Алиной Ковшик».

Другие темы издания:

  • Интервью с Александром Милинкевичем о протестах в Беларуси, реакции Запада и влияниях Москвы.
  • Что может бывший президент?
  • Зачем аксакалы Восточной Европы встретились в Литве? Лех Валенса, Виктор Ющенко и Витаутас Ландсбергис об Междуморье.

АХ

Новостная лента