Дорог нет. Вообще! Репортаж из российского региона без муниципального транспорта


Новгородская область – единственный регион России, полностью лишенный муниципального и государственного общественного транспорта. Переведенные в акционерные общества автобусные парки отказываются от убыточных деревенских маршрутов.

На фоне всеобщего сокращения транспорта удивительным было возвращения маршрута «Великий Новгород – Рогавка». Теперь в глухой угол Новгородского района ездит рельсовый автобус, по сути – самоходный вагон.

К примеру, в деревню Татино невозможно приехать на автомобиле – нет дорог. Раньше сюда можно было попасть в определенные дни по железной дороге, а теперь состав из Великого Новгорода останавливается здесь ежедневно. Говорят жители Новгородской области:

«Мы очень довольны этим, что можем в поликлинику сходить. Утром поезд выезжает в шесть утра. Мы успеваем. И вечером домой. Мы все дела сделаем: в аптеку сходим, в поликлинику сходим, в магазин сходим, погуляем и вечером можно уехать домой».

Рогавку – один из немногих пригородных маршрутов на железных дорогах Новгородской области. 10 лет назад действовала развитая сеть. Когда возить стало невыгодно, железнодорожники убрали почти все пригородные поезда: «Мы натерпелись здесь. У нас был пущен автобус. Автобус кончил ходить. Стал поезд ходить, получается, раз в неделю. В субботу, воскресенье туда, а потом обратно. Люди не успевали толком ничего купить или куда-то сходить».

Автобусному сообщению тоже досталось, большинство маршрутов оказалось убыточными. Поэтому и их сеть была сокращена. Некоторые маршруты из ежедневных превратились в еженедельные, на другие пришли иногородние частники, говорит активистка Оксана Сергеева:

«Если мы посмотрим в устав любого муниципального образования, в 131-й федеральный закон, мы увидим, что транспортное обслуживание является вопросом местного значения. У нас всё на уровень области вынесено».

На деревнях и стариках бизнес не сделаешь. Эксперты и политики призывают воссоздать муниципальные автоколонны и снова наделить местные власти полномочиями по организации общественного транспорта. Губернатор сменился, и новый глава региона Андрей Никитин пока пообещал с 2020 года вернуть районам полномочия – но не автобусные парки: «У руководителей муниципалитетов есть больше понимания, где в своем районе поставить остановку, какой должна быть частота движения. Эти вопросы должны решаться на уровне местной власти».

Административная риторика такова: общественный транспорт – это бизнес и он должен получать прибыль. О социальной функции говорят немногие. Говорит Оксана Сергеева: «Почему-то считается, что перевозчик должен что-то зарабатывать, ну, наверное, что-то должен. Но мы должны понимать, что в районах, особенно с такой регрессивной структурой населения, как у нас – ну что там можно зарабатывать?»

Уникальный для России эксперимент полного перевода общественного транспорта на бизнес-рельсы терпит крах. Новгородские деревни остаются без должного транспортного сообщения с городами.

Алексей Сабельский, Александр Кириллов, «Белсат»