Редактор belsat.eu: «Подписчики ОНТ на «Youtube» куплены. Видео никто не смотрит»

Wideo

Александр Лукашенко снял с должностей сразу 3 руководителей крупных государственных СМИ.

Некоторые наблюдатели назвали кадровые перестановки чуть ли не завершением целой эпохи в отечественных средствах массовой информации. Юрий Козиятко, Геннадий Давыдько, Павел Якубович — фамилии известны всей стране. Но и фамилия Эйсмонт хорошо известна. Иван — муж пресс-секретаря главы государства Натальи Эйсмонт. Интересный факт. Согласно приказу № 40 с февраля 2017 года, руководители государственных СМИ получают инструкции от пресс-секретаря президента на совещаниях. Игорь Кулей разбирался, что означают эти отставки и способны ли новые руководители выполнить приказ насчет государственных СМИ.

Государственные белорусские СМИ проигрывают. Лукашенко это уже знает и в надежде на перелом ситуации делает ставку на более молодых шефов государственных СМИ.

Александр Лукашенко заявил:

«Вы видите, что я к средствам массовой информации, как к судам, никого не подпускаю».

Только проверенных людей. А потому вместо бессменного Павла Якубовича редакцию газеты «СБ Беларусь сегодня» возглавил бывший пресс-секретарь Лукашенко Дмитрий Жук, который имеет опыт работы в международном информационном агентстве. Белтелерадиокомпанию возглавил Иван Эйсмонт — известный ведущий и журналист, а также муж Натальи Эйсмонт, пресс-секретаря Лукашенко. Генеральным директором СТВ назначили Игоря Луцкого.

Комментирует медиаэксперт Павлюк Быковский:

«Пришли люди более молодые, значительно моложе. Пришли люди, которые являются профессионалами в том деле, которым будут управлять, если говорить о новом руководителе Белтелерадиокомпании. Если говорить об Игоре Луцком, то до работы в Министерстве информации он работал в БелТА, где занимался новыми технологиями».

Именно новые технологии — то, чего не хватает сегодня белорусским государственным СМИ. Согласно исследованию Информационно-аналитического центра при Администрации президента Республики Беларусь, для белорусов в возрасте до 40 лет интернет стал равнозначным или более важным источником информации, чем телевизор. А потому главу Беларуси беспокоит привлекательность контента и уровень влияния на молодой электорат.

«Нужны изменения. Если вы спросите меня, какие, я вам прямо скажу: смотрите иностранное телевидение. Смотрите программы новостей, «Euronews», CNN, BBC. Выбирайте лучшее по крупицам. Но самый хороший ориентир — это российское телевидение. Прекрасно работает телевидение, но нам ни в коем случае нельзя скатиться на те позиции и те формы работы, которые сегодня царят на российских каналах», — отметил Александр Лукашенко.

Последнее выражение о стандартах российского ТВ, очевидно, было не для ушей слушателей, так как показали его только в короткой заметке дневных новостей ОНТ. В вечернем эфире его вырезали во время монтажа. Газета «СБ Беларусь сегодня» цитату тоже сначала напечатала, а позже со своей страницы удалила. БТ и СТВ сразу нарезали высказывания Лукашенко без критики российских телеканалов. Так что руководители новые, а стандарты старые.

Журналистка Светлана Калинкина замечает:

«Не впервые это случается. Пресс-службы, службы охраны и представители даже каких-то ведомств корректируют слова Лукашенко. Ни разу стенограммы разговоров главы государства не были напечатаны в газетах без цензуры. Некоторые самые яркие его слова просто открыто вырезаются».

Но все же вернемся к тому, почему государственные СМИ проигрывают битву за интернет.

Давайте заглянем на страницу Белтелерадиокомпании в «Youtube»: 5,2 тыс. подписчиков. Здесь 200 просмотров в течение 4 недель, здесь 150 просмотров. Мизерные цифры. СТВ — уже лучше: более 30 тыс. пользователей на канале, но просмотров… все те же скромные несколько сотен.

Еще хуже ситуация на странице газеты «СБ Беларусь сегодня». Популярным в интернете это СМИ никак не назвать. Независимые белорусские средства массовой информации в интернете разбивают государственные в пух и прах. Как государственники умеют выходить в глобальную сеть, может показать пример наиболее рейтингового государственного телевидения ОНТ, которое год назад также получило нового руководителя. Неделю назад телеканал отчитался: у них 92 тыс. подписчиков и 100 млн просмотров на канале в «Youtube». Цифры уже солидные, но если присмотреться ближе к статистике, на поверхность выходит странная вещь. Большинство новостей не набирает за день и трех-четырех сотен просмотров. А ролики, которые посмотрели более половины миллиона человек, могут не иметь ни одного комментария.

О чем это свидетельствует?

Комментирует Дмитрий Егоров, редактор интернет-страницы belsat.eu:

«Такие цифры не будут врать, на них посмотришь — и сразу все видно. Если мы видим, что на канале 100 тысяч подписчиков, а видео смотрят несколько сотен, то скорее всего эти подписчики ненастоящие. Они куплены. А видео на самом деле никто не смотрит».

Но важно не только то, где, но и кому проигрывают государственные белорусские СМИ. В первую очередь России. Согласно тем же исследованием ИАЦ, наиболее просматриваемым на белорусском телевидении все еще остается российский контент, который ретранслируют ОНТ и СТВ. Это в свою очередь приводит к опасным казусам. Исследование Белорусской аналитической мастерской Андрея Вардомацкого показало, что рейтинг Владимира Путина в Беларуси выше, чем рейтинг Александра Лукашенко. По НИСЭПИ — 65% против 29%. Лукашенко это наверняка беспокоит, но и радикально менять он ничего не может.

«Москва очень остро реагирует на сокращение культурного влияния. Но возможность сократить это влияние — идеологическое, информационное — из России есть: можно посмотреть на пример Нурсултана Назарбаева, который проводит все более независимую от Кремля политику. И очень возможно, что Лукашенко будет идти в этом направлении», — считает политолог Александр Попко.

Именно такое задание и получили новые руководители.

«Задание, которое поставил глава государства, — сделать наше телевидение современным: как картинкой, так и содержанием. Сделать его конкурентоспособным по сравнению с телеканалами соседних стран», — заявил Иван Эйсмонт, руководитель Белтелерадиокомпании.

А Игорь Луцкий, генеральный директор телеканала СТВ подчеркнул:

«Самое главное — это развитие национального контента. Доля белорусских проектов на ТВ должна увеличиваться».

И Эйсмонт, и Луцкий, и Жук получили конкретное задание — незаметно, медленно, но возвращать контроль над информационным полем в Беларуси. Деньги дают. В 2018 году бюджет потратит на государственные СМИ более 56 миллионов долларов, без учета заработанных СМИ рекламных средств. Одна только структура Ивана Эйсмонта получит 37 миллионов. Но проблема не в деньгах, а в том, что самоцензура отечественного ТВ не дает ему создавать настоящий резонансный контент. А смотреть ежедневные отчеты с поездок Лукашенко в колхозы или заводы, даже снятые при помощи самых современных технологий, никто не будет.

Сюжет показали в программе «ПроСвет» с Алиной Ковшик.

Смотрите также
Комментарии